Страницы

пятница, 4 апреля 2014 г.

Семейство Бегониевые (Begoniaceae)









В семействе Бегониевые - 5 родов и не менее 1000 видов, широко распространённых в тропических странах. В Полинезии и в Австралии Бегониевых нет.

Род Хиллебрандия (Hillebrandia) — эндемик Гавайских островов, только 1 вид.


Hillebrandia sandwicensis:



  Хиллебрандия получила своё название в честь немецкого врача Вильяма  Хиллебранда (William Hillebrand). Хиллебранд прожил на Гаваях более 20 лет. Помимо врачебной практики, занимался ботаникой. Является автором книги "Флора Гавайских островов", опубликованной в 1888 году.
    С морфологической точки зрения, Hillebrandia sandwicensis очень близка к бегониям. Лишь определённые различия в строении цветка, морфологии пыльцы и плодов позволяют распределить эти растения в два различных рода - Хиллебрандия и Бегония. 
  Растение однодомное. Имеются клубни. Хиллебрандия появляется в январе, а с февраля по июнь цветёт. После плодоношения в летнее время наземная часть хиллебрандии отмирает.  Семена очень мелкие. 
  Произрастает во влажных лесных оврагах на высоте 900-1800 метров над уровнем моря. В настоящее время произрастает только на островах Мауи, Молокаи и Кауаи.

 Род Семибегониелла (Semibegoniella, 2 вида) — эндемичен для Эквадора.
Род Бегониелла (Begoniella, 5 видов) — произрастает в Колумбии.

Род Симбегония (Symbegonia, 12 (по некоторым данным 13) видов) — в Новой Гвинее.
 Symbegonia fulvo-villosa (=Begonia fulvovillosa):

Begonia U012 (Symbegonia sp.):

Symbegonia sanguinea:


Symbegonia mooreana :

  Самым большим в семействе и наиболее известным является род Бегония (Begonia); в нём описано около 1000 видов, входящих в состав растительных сообществ тропиков. 


 Большое богатство видов бегоний наблюдается в тропической зоне Южной Америки — здесь они предпочитают тенистые влажные леса, селятся в долинах гор и на горных склонах; отдельные виды доходят на севере до Мексики.

На втором месте по обилию видов —
тропики Азии, особенно Восточные Гималаи, горные области Индии, Малайский архипелаг; заходят бегонии и в Южную Индию, на полуостров Шри-Ланка, в Китай; 40' с. ш. (широта Пекина) — самая северная точка распространения бегоний.
Восточная Африка богата эндемичными видами, но во влажной Западной Африке большее число видов по сравнению с Восточной Африкой; при этом существуют родственные связи между некоторыми африканскими и американскими видами.


Облик бегоний крайне разнообразен. Встречаются многолетние травы высотой иногда всего 3—4 см с ползучими или клубневидно утолщёнными корневищами, кустарники с одревесневающим прямостоячим стеблем; формы, вовсе лишённые стебля, у которых листья отходят прямо от скрытого под землей клубня; вьющиеся по земле растения.

Эпифиты поселяются в перегное трещин коры деревьев тропического леса. Лианы с уплощёнными стеблями взбираются с помощью корней на высочайшие деревья, свешиваясь вниз богатым убором тонких ветвей с косыми листьями и многоцветковыми соцветиями.

На Филиппинских островах бегонии иногда растут на известковых обрывах совсем близко к морю, заметно не страдая от периодического увлажнения солёными морскими брызгами. В Перуанских Андах и в Гималаях бегонии, поселяясь в расщелинах скал, поднимаются до высоты 4000 м.

В засушливых местообитаниях, например на каменистых горных склонах, произрастают суккулентные формы, запасающие воду в больших клубнях и чрезвычайно утолщенных листьях, под тяжестью которых сгибаются их ветви. Некоторые виды в засушливый сезон года сбрасывают листья или у них отмирает вся надземная часть растения.

Листья бегоний поражают богатством формы и окраски. Их большие прилистники, длиной иногда до 80 см, опадают рано. У некоторых бесстебельных бегоний имеется всего один-единственный лист.  

Есть бегонии с совершенно круглыми, сердцевидными при основании листьями, но у большинства центральная жилка делит лист на две очень неравные части. Такие листья по форме напоминают уши слона. Асимметрия листьев бегоний не случайна. Расположенные в мозаичном порядке, они не затеняют друг друга, максимально используя скудный свет, проникающий сквозь густую крону деревьев тропического леса.
Края листьев могут быть не только цельными, но и зубчатыми, глубоко рассеченными; тогда листья похожи на листья клёнов, пальм, конского каштана и других известных нам растений.
  

 Разнообразна окраска листьев. Зелёные листья разных оттенков нередко имеют нижнюю поверхность красного, тёмно-фиолетового, коричневого цвета. Листья многих бегоний покрыты причудливыми узорами серебристо-белых, красных и жёлтых пятен — больших и мелких, округлых и расплывчатых, похожих на мазки и брызги, беспорядочно разбросанных и расположенных рядами вдоль жилок. 




















Экзотический наряд листьев бегоний дополняется их ярким опушением. Благодаря красным, зеленым, коричневым, белым волоскам листья кажутся бархатистыми или тронутыми морозным инеем. Длинные волоски, собранные в пучки, могут располагаться не только на листьях, но и на черешках и на стеблях растения. Некоторые бегонии густо опушены волосками необычной вильчатой или звёздчатой формы. Иногда волоски располагаются на цветках, скрывая истинную окраску околоцветника.

Обычно зигоморфные однополые и однодомные цветки бегониевых собраны в верхоцветные пазушные соцветия. Околоцветник состоит из 2—5 и лишь у некоторых видов в женских цветках - из 6—8 листочков; большее число листочков наблюдается только в культуре.

У хиллебрандии и бегониеллы можно различить очень маленькие лепестки, которые чередуются с чашелистиками.

У большинства же Бегониевых нет чёткого разделения околоцветника на чашечку и венчик.

Околоцветник свободный, но у бегониеллы и симбегонии, а также в мужских цветках семибегониеллы листочки околоцветника срастаются в трубку.

Цветки бегоний столь же разнообразно окрашены, как и их листья. Огненно-красные и снежно-белые, розовые нежнейших и глубоких оттенков, зеленоватые, редко жёлтые и оранжевые — они хорошо заметны в сумерках тропического леса. 

Мужские цветки распускаются в соцветии раньше женских. Их околоцветник состоит из 2—4 листочков, и, если листочков 4, они расположены парами, при этом наружная пара всегда крупнее внутренней.
В цветках отсутствуют рудименты завязи, тычинок много, и расположены они в несколько кругов.

Только у бегониеллы имеются 4 тычинки, сросшиеся попарно.

Тычинки срастаются в колонку или располагаются свободно. Когда созревает пыльца, 2-гнёздные пыльники тычинок раскрываются продольной щелью, а у некоторых видов порой, через которые пыльца высыпается наружу.
Отцветают мужские цветки в соцветии — раскрываются женские. Различное время цветения мужских и женских цветков достигается их разной локализацией в пределах соцветия. Листочки околоцветника в женских цветках направлены вверх. Нижняя завязь образована у многих видов 3, у некоторых 2—5 сросшимися плодолистиками и снаружи выглядит крылатой.
Только у хиллебрандии наблюдается полунижняя завязь. Рудименты тычинок в женских цветках отсутствуют и только у хиллебрандии в цветке имеются маленькие желёзки, окружающие завязь, которые считают рудиментами тычинок.
Гинецей из 3, реже 2—5(6) плодолистиков; столбики свободные или обычно иногда срастающиеся при основании, обычно глубоко-двураздельные; ткань рыльца представляет собой спирально закрученную ленту. В гнёздах завязи — многочисленные семязачатки; они развиваются в очень мелкие семена; у многих видов 75 000 семян имеют массу всего 1 г!

Яркая окраска околоцветника, свойственный некоторым видам приятный запах и зигоморфизм цветка обеспечивают опыление насекомыми. И многие маленькие насекомые, пчелы, шмели, бабочки, охотно посещают цветки бегоний.
 
 
Раздельнополость цветков благоприятствует перекрестному опылению, а опадение мужских цветков в соцветии до раскрывания женских практически исключает опыление растения собственной пыльцой.
После созревания семян плод бегоний - крыловидная коробочка — растрескивается продольно, но не отрывается от растения: крылья способствуют раскачиванию ее на ветру и тем самым рассеиванию семян. Мелкие, почти пылевидные семена переносятся на небольшие расстояния ветром и потоками ливневых дождей. Шероховатая верхняя поверхность плодов способствует их прилипанию к клювам птиц, их ногам, когтям — так семена попадают на более отдаленные острова. Только у некоторых бегоний плод — ягода, но это не особенно сочная и несъедобная ягода.

Среди бегоний встречаются лекарственные растения, а их кисловатые листья жители тропиков употребляют для приготовления салатов. Но бегонии знамениты не этим.

Еще первых европейцев, попавших в тропические страны, бегонии поразили своей экзотической красотой. Теневыносливость, лёгкость вегетативного размножения, многообразие форм, обильное и продолжительное цветение — все это сделало бегонии начиная с XVIII в. излюбленными комнатными декоративными растениями. За это время любители-садоводы, а в наши дни и профессиональные селекционеры создали тысячи новых форм с самыми разными сочетаниями признаков. В культуре бегонии чаще всего размножают не семенами, а вегетативно — черенками, кусочками листьев. По способности к вегетативному размножению бегонии превосходят почти все известные нам растения.
Эта способность развита настолько, что положенный на влажную землю лист бегонии, многократно перерезанный поперек его жилок, даёт корни в местах поранения, закладывает стеблевые почки, и вскоре образуется большое число новых растеньиц. В лабораториях удается получить новые растения бегоний из мельчайших кусочков листа, содержащих всего несколько десятков клеток.
Ареал распространения растений семейства Бегониевые:

Begonia gracilis:

 Бегония Сазерленда:

  

Begonia socotrana:

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий