Страницы

воскресенье, 16 ноября 2014 г.

Гертруда Джекилл (Gertrude Jekyll)



Гертруда Джекилл (29 ноября 1843 - 8 декабря 1932 гг.) была влиятельным британским дизайнером садов, писательницей и художницей. Она создана более 400 садов в Великобритании, Европе и США и написала более 1000 статей в Country Life, The Garden и другие журналы.

Гертруда Джекилл родилась в Лондоне. Она была пятым ребёнком (из семи детей) в семье капитана Эдварда Джозефа Хилла Джекилла (Edward Joseph Hill Jekyll) и его жены Джулии Хаммерсли (Julia Hammersley).
Её мать была хорошим музыкантом, и Мендельсон был постоянным гостем в их лондонском доме. Её младший брат, преподобный Уолтер Джекилл, был другом Роберта Льюиса Стивенсона, который позаимствовал фамилию друга героя своей знаменитой повести «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» (Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde).
В 1848 году её семья покинула Лондон и переехала в Брэмли Хаус (Bramley House), графство Суррей, где она провела годы своего становления. 
Она всегда любила сады с красивыми цветами. В Брэмли Джекилл проявила большой интерес к ботанике и садоводству, к лошадям и ко всем деревенским занятиям, но особенно - к живописи. Примерно в 1861 году она начала обучаться в художественных школах Южного Кенсингтона. В 1866 году она работала в Париже.
 
Художники Лейтон, Уотс и Пойнтер (Leighton, Watts, Poynter), среди многих других, оказывали помощь и поддержку молодой художнице.
Знакомство с Чарльзом Ньютоном, хранителем греческой и римской коллекции в Британском музее, привело к плодотворной дружбе с ним и его женой, Мэри Северн, с которым. Вместе с ними Джекилл в 1863 году посетила Родос, КонстантинопольАфины и изучила греческое искусство.  
В Италии она получила практические познания в нескольких ремёслах: использование гипса, золочение, инкрустация, чеканка, резьба по дереву. В самом деле, кажется, не существовало ничего, что её умелые пальцы не могли бы довести до совершенства (вспомним созданные ею сапоги для сада).
Она могла бросить омлет, чтобы сварить кофе по-турецки или сделать вино из бузины, придумать рецепт ликёра. Вышивки, придуманные ею самой, пэчворк из сложного узора, квилтинг средневековой тонкости: всё выполнялось с мастерством и от души.
С 1871 года мисс Джекилл связывает прочная дружба с Жаком Блюменталем (Jacques Blumenthal) и его женой; он музыкант, а она необычайно одарённый во всевозможных видах искусства человек. Семья отличалась гостеприимством. Они принимали гостей не только в Лондоне. В их прекрасном  шале выше Монтре мисс Джекилл познакомилась со многими художниками, музыкантами и знаменитостями того времени. 
Другим другом этого периода (70-е годы 19 века) был художник Эркюль Брабазон (Hercules Brabazon), чей дар глубоко впечатлял небольшой круг его друзей, но широкое признание к нему пришло лишь после того, как он перестал писать картины.

Эркюль Брабазон "Дворец Дария, Венеция":
Он представил мисс Джекилл мадам Бодичон (Bodichon, урождённая Барбара Ли Смит), одарённой художнице, одной из первых феминисток. Вместе они провели счастливую зиму в 1873-74 гг. в Алжире и подружились там с художником Фредериком Уокером (Frederick Walker).
Смерть отца мисс Джекилл в 1876 году привела к возвращению семьи в Западный Суррей, где мисс Джекилл поселилась вместе с матерью в доме на Манстед Хилл, выше Годалминга. В 1878 году этот дом стал местом встречи группы энтузиастов-садоводов, любителей и профессионалов.
В 1882 каноник  Хоул, впоследствии декан Рочестера, выдающийся садовод, привёз с собой в гости к Джекилл господина Уильяма Робинсона (William Robinson), который занимался поиском выносливых растений. Мисс Джекилл горячо поддержала его на этом поприще. Их деятельность вскоре разделила  замечательная группа ярых садоводов-любителей. Все занялись повторным обнаружением забытых растений, распространением в массы лучших способов озеленения. 
Инвалидность по зрению не позволила мисс Джекилл продолжать занятия живописью, но садоводство компенсировало её художественный талант. Её дар получил неожиданное развитие в создании живых картин с участием растений.
Господин Лэтбери (Lathbury) первым написал о мисс Джекилл в своей статье в "Гардиан". Джекилл решила переработать свои статьи в книгу "Дерево и сад" (“Wood and Garden”), опубликованную в 1899 году.  Вслед за этим в 1900 году вышла книга "Дом и Сад" (“Home and Garden”), а в последующие годы книги "Лилии" (“Lilies”), “Wall and Water Gardens”, "Детское садоводство" (“Children’s Gardening), "Цветовые схемы для сада" (“Colour Schemes for the Garden”)  и "Цветочные композиции" (“Flower Arrangements”); кроме того, была издана книга о прошлом деревни - «Старый Западный Суррей" (“Old West Surrey”), переизданная с дополнениями в 1925 году под названием «Старая английская семейная жизнь" (“Old English Household Life”).  Все эти книги были хорошо иллюстрированы фотографиями, сделанными мисс Джекилл собственноручно.

С начала 1900 года, когда газета "Сад" (Garden) стала собственностью Country Life, мисс Джекилл стала активно сотрудничать с редакцией. Только через два с половиной года она прекратила сотрудничество из-за усилившейся нагрузки на зрение. Но её интерес к садовым схемам, её собственная работа в саду, распространение через торговлю улучшенных сортов некоторых из её любимых растений, работа по повторному возвращению в сад многих ароматных и почти исчезнувших вьющихся роз и садовых растений, работа по планированию и украшению садов всех видов и размеров продолжались до конца её жизни.
С 1895 года после смерти матери мисс Джекилл продолжала трудиться в собственном доме в Манстед Вуде. Джекилл в союзе с английским архитектором сэром Эдвином Лаченсом (Edwin Lutyens) создала множество садов. Позже  Лаченс спроектировал её дом Манстед Вуд (Munstead Wood), рядом с  Годалмингом (Godalming) в графстве Суррей. 
В том же году она получила от Королевского садоводческого общества (Royal Horticultural Society) викторианскую медаль почёта, а в феврале 1929 года - золотой кубок и 50 гиней премии. В последующие годы она при помощи переписки поддерживала связь со своими многочисленными клиентами и личными друзьями, со всеми теми, кого привлекали её труды.
Письма Джекилл пронизаны добрым юмором и смехом.

В 1900 году Лаченс и Герберт Джекилл, брат Гертруды, спроектировали британский павильон для Парижской выставки.
Джекилл запоминается  своим тонким, живописным подходом к созданию садов. Она придумывает выносливые цветочные бордюры (hardy flower borders).
Её работы отличаются сочными цветами, как бы вышедшими из-под кисти художника (такие же мазки на её картинах). Работа в импрессионистской манере, возможно, была связана с ухудшением зрения Джекилл. Болезнь в значительной степени положит конец её карьере художника и акварелиста. Зато садоводство приобретёт талантливого ландшафтного дизайнера.
Её труд "Цветовые схемы для цветника" (Color Schemes for the Flower Garden) до сих пор оказывает огромное влияние на современное использование "тёплых" и "холодных" цветов в садах.
Джекилл была одним из первых дизайнеров садов, кто стал учитывать цвет, текстуру растений.
На её теорию использования цвета в саду оказали влияние художник Тёрнер (J. M. W. Turner), импрессионизм и цветовой круг. Мисс Джекилл и сама была настоящим художником с изысканным чувством цвета.
На протяжении всей жизни она была  поклонницей растений всех видов. Чистая страсть к садоводству началась в Южном Кенсингтоне, в школе искусств, где она и полюбила творческое садоводство.
Джекилл создала более 400 садов в Великобритании, Европе и даже несколько - в Северной Америке.  
Джекилл стала также известна благодаря своему писательскому труду. Она написала более пятнадцати книг, сделавших её популярной и известной. Это, например, "Дерево и сад" (Wood and Garden), её самая известная книга "Цвет в цветнике" (Colour in the Flower Garden), мемуары.
Джекил не захотела ограничить своё влияние лишь преподаванием практики садоводства, она ушла на шаг дальше, изучая садоводство и растения.

Джекилл позже вернулась в свой родной дом в деревне Брэмли, графство Суррей, чтобы спроектировать сад в Snowdenham Lane под названием Millmead.  
Она также интересовалась традициооной мебелью для коттеджей и сельскими ремёслами, и была обеспокоена тем, что они исчезают. Её книга "Старый Западный Суррей" (Old West Surrey, 1904 г.) отражает многие аспекты крестьянского быта в 19-ом веке; в книге есть, кроме того, более 300 фотографий, сделанных самой Джекилл.

Мисс Гертруда Джекилл умерла в своём доме в Годалминге в четверг вечером, в возрасте 89 лет. Она плохо себя чувствовала в течение нескольких недель после смерти своего брата (сэра Герберта Джекилла).
Она похоронена на кладбище Святого Иоанна Крестителя рядом с братом и сестрой (сэром Гербертом Джекиллом и леди Агнес Джекилл).
Памятник был разработан сэром Эдвином Лаченсом.

Считается, что именно Гертруда Джекилл (1843 - 1932 гг.) заложила основы современного садового дизайна.  Джекилл популяризировала неформальный, натуралистическое взгляд на садоводство. Это отличало её сады от жёстких, формальных пейзажей викторианской эпохи.
В результате плодотворного сотрудничества Джекилл и Эдвина Лаченса были созданы сады-шедевры (например, Hestercombe и Folly Farm).
Джекилл известна как плодовитый и влиятельный писатель. Она написала  более ста статей в Country Life, разработала три сада для основателя издания Эдварда Хадсона
 

Роза "Gertrude Jekyll":

Комментариев нет:

Отправить комментарий