Страницы

четверг, 28 мая 2015 г.

Ил-12. Памятник жертвам американской агрессии. 1953 г. (Владивосток)




Американцы, по их заявлению, последнюю победу в Корейской войне одержали в последний её день, 27 июля, - по сути, это была не победа, а преступление. 
27 июля 1953 года в пограничной деревне Панмунчжом было подписано соглашение о прекращении огня.
В середине дня 27 июля 1953 года из Порт-Артура вылетел рейсовый транспортный самолёт советских ВВС типа Ил-12, на борту которого находился вместе с экипажем 21 человек лётно-технического состава, а также офицеры медицинской службы, которые летели во Владивосток. Самолёт летел, огибая Северную Корею, над территорией КНР. Однако на безоружный одиночный транспортник с советскими опознавательными знаками в районе китайского города Гирин, что в 300 км от границы КНР с КНДР, напали 4 истребителя ВВС США типа Ф-86Ф. Вёл эту четверку Ральф С. Парр, который обнаружил этот Ил-12 в 12 ч. 30 мин. и пошёл с ним на сближение.

Капитан Ральф Парр из 335-й АЭЭ в своём Ф-86Ф, на котором он сбил 27.07.1953 советский транспортный Ил-12:
Подойдя на близкое расстояние к самолёту, Парр ясно увидел советские опознавательные знаки, однако пошёл в атаку и сбил безоружный самолёт. Это подтвердил и его ведомый, 1-й лейтенант Эдвин Скаффи. Все находившиеся на борту 14 офицеров и 7 человек рядового состава погибли в самолёте. По имеющимся данным, американские лётчики заранее знали, какой самолёт и где им надлежало перехватить, так как так далеко в глубь территории КНР пилоты "сейбров" в течение всей войны не залетали. Американцы же заявляют до сих пор, что сбили этот самолёт над прифронтовой территорией Маньчжурии и ошибочно приняли его за китайский транспортный самолёт. Но даже если и так, то и китайский безоружный самолёт сбивать над территорией, принадлежавшей КНР, также считается актом терроризма.

По другой версии, американцы специально охотились за этим самолётом и по агентурным данным узнали о дне и времени его вылета, и специально для его перехвата была поднята четверка капитана Парра. Американцы предполагали, что в этот день на Ил-12 будут вывозить в СССР командный состав наших ВМС с Ляодунского полуострова. И действительно, в тот день в Порт-Артуре проводилась партийная конференция базы ВМС. Присутствовало все партийное начальство ТОФ. После окончания этой партийной конференции они должны были лететь на этом Ил-12 во Владивосток. Получилось так, что партийная конференция затянулась, а самолёту было дано ограниченное время для полёта, и вместо начальства на нём отправили членов медкомиссии флота. Американцы, видимо, узнали о вылете нашего начальства, но не знали, что в последний момент произошли изменения с пассажирами этого рейса. Как бы там ни было, но данный поступок американских лётчиков и командования не делает им чести и ложится чёрным пятном на все ВВС 5-й ВА в Корее. Уничтожением этого Ил-12 капитан Парр добился своей 10-й "победы" и стал "двойным асом" в составе 4-го истребительного авиакрыла. Но гибель ни в чём не повинных людей навсегда останется на совести этого лётчика.
Ведь официально война закончилась 27 июля в 10 часов утра, а пассажирский самолёт был сбит в 11 часов 26 минут.

В ответ на ноту МИД СССР, правительство США признало факт уничтожения советского самолёта и во избежание международного осуждения в ноте от 1 августа посчитало необходимым заявить, что инцидент якобы произошёл над корейской территорией в 8милях к югу от пограничной реки Ялуцзян.
Вместе с самолётом Ил-12 безвременно прервалась  жизнь 21 человека, тела которых обнаружили на месте катастрофы. В пересечённой местности, покрытой кустарником, их останки разыскали с трудом. Не всё еще удалось выяснить, на некоторые вопросы нет ответа до настоящего времени.
В документах Центрального военно-морского архива содержатся данные о наличии на борту самолёта 20 человек, фамилии которых известны. Такое же количество показано на цоколе памятника, во Владивостоке. Но оказалось, что найдено 21 тело. Кто этот неизвестный? Возможно, экипаж подсадил его, не показав в полётном листе, а возможно фамилия замалчивается.

Напомним фамилии погибших

Командированные и следовавшие в отпуск военнослужащие 1744 отдельной дальнеразведывательной эскадрильи: 

капитан А. Д. Волошин; старшие лейтенанты А. Н. Лазарев; С. С. Недогин; Н. С. Назаров; В. С. Сатинов; В. В. Жигулин; сержанты Е. И. Козлов; Н. Г. Галеев.  

Лётчики и штурманы 1534 минно-торпедного полка: старшие лейтенанты Я. И. Леках; П. М. Тернов; лейтенант В. А. Тарасов. 

Врачи-специалисты 27 лаборатории авиационной медицины (ЛАМ) подполковники медицинской службы В. С. Ларионов; И. Г. Субботовский; майор медицинской службы В. И. Дробницкий.

После того, как в обломках Ила нашли штурманскую планшетку со списком пассажиров, стало ясно, что один пассажир на самолёт не успел. Поругался с женой и опоздал к вылету. Был и ещё один, чудом спасшийся - матрос, которого сняли с того самого рейса, чтобы освободить место для торопившегося во Владивосток офицера.
Обстоятельства гибели самолёта до сих пор не вполне ясны. В рапорте командира звена американских истребителей капитана Ральфа С. Парра, написанном вскоре после «боя» с безоружным самолётом, говорится, что Ил-12 был сбит... над Северной Кореей. Именно такой версии придерживалась вначале американская сторона. Однако после того как на плоскогорье между китайскими городами Хуадянь и Дуньхуа, куда упал Ил, советскими военными была привезена группа представителей ООН, от той версии американцам пришлось отказаться.
Более того - проведённое тогда же расследование (большая часть материалов которого закрыта до сих пор) показало, что ещё за час-два до появления советского самолёта китайские крестьяне видели несколько упорно круживших над полями «Сейбров». Словно кого-то ждали. Значит, Ил-12 не был простой жертвой решивших поразвлечься воздушных пиратов? Тем более, в последний день Корейской войны. 

Прах погибших был доставлен во Владивосток и предан земле.

26 июля 1955 г. по проекту скульптора М. Андронникова установлен памятник, представляющий собой обелиск в виде массивной цилиндрической колонны, увенчанной бронзовой капителью и установленной на гранитный постамент, имеющий форму усечённой пирамиды.


На капители размещена бронзовая скульптурная композиция из четырёх знамен и пятиконечной звезды в лавровом венке. Нижнюю часть колонны опоясывает барельеф из картушей, дубовых венков и факелов. В картушах начертаны фамилии погибших и дата нападения на самолёт. На постаменте высечена надпись: "Здесь погребены жертвы разбойничьего нападения американских воздушных пиратов на советский пассажирский самолёт Ил-12 27 июля 1953 года".

Памятник был открыт 27 июля 1955 года.
Памятник находится в Жариковском сквере, на улице Светланской, рядом с школой № 28 (остановка транспорта "Дальзавод"). 


Рядом школа № 28:


Ещё фотографии, но уже не мои:


Памятная коллекционная серебряная монета 2013 года "Памятник летчикам г.Владивосток":

Комментариев нет:

Отправить комментарий