ЛФЗ - всемирно
известная марка посуды Императорского фарфорового завода (одно время назывался Ломоносовским фарфоровым заводом). Продукция ИФЗ отмечена престижными
наградами на международных выставках в Англии, Франции, США, Бельгии и
Австрии.
В 1723 году Пётр I издал указ о предоставлении привилегий фабрикантам,
которые сумеют «куриозное художество ввести и распространить» в России.
Одним из таких «куриозных художеств» был и фарфор.
Русский фарфор возник благодаря стараниям химика Дмитрия Виноградова,
который использовал несколько сортов гжельской белой глины, олонецкий
кварц и алебастр.
Первоначально ИФЗ именовался «Порцелиновой мануфактурой», с 1765 – Императорский фарфоровый завод, с 1917 – Государственный фарфоровый завод (ГФЗ — аббревиатура клейма). В 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской Академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова и предприятие получило официальное название - Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма - Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ - аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод) - до 2005 года.
Императорский фарфоровый завод - самый старый
фарфоровый завод в России. Его открытие датируется 1744 годом. Тогда с
подачи императрицы Елизаветы швед Х. Гунгер организовал первую
российскую мануфактуру по производству фарфора в Санкт-Петербурге. Организация будущей Порцелиновой мануфактуры и надзор за ней были
поручены управляющему кабинета Её Императорского Величества барону Ивану
Черкасову.
ИФЗ был третьим по времени основания фарфоровым заводом в Европе.
Изначально своим процветанием завод обязан Д. И. Виноградову. Благодаря талантливому русскому мастеру первый российский фарфор по качественным характеристикам вплотную приблизился к эталонам тех времён: саксонскому и китайскому фарфору.
Гунгер получил материальную поддержку и свободу действий, но не был
настолько сведущ, чтобы организовать производство фарфора с нуля. За всё
время пребывания в России (1744-1748) он изготовил лишь полдюжины чашек
сомнительного качества: они имели искривлённую форму, а цвет их был
тёмен. Перед Черкасовым встала проблема: искать нового мастера за
границей или доверить производство Дмитрию Виноградову, русскому химику,
сподвижнику М. Ломоносова, зачисленному на мануфактуру именным указом
императрицы в ноябре 1744 года и с самого начала приставленного к
Гунгеру для обучения. Выбор Черкасова оказался удачным: Виноградов смог
наладить в Санкт-Петербурге производство высококачественного фарфора.
Д. И. Виноградов (1720-1758) открыл секрет изготовления «белого золота».
Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового
производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор,
созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу
массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к
китайскому.
В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближённым и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственного», принадлежавшего лично императрице.
Предметы из Собственного сервиза Императрицы Елизаветы Петровны (ИФЗ, Санкт-Петербург. 1750-1760-е):
В самом начале Виноградовского периода рисунки были монохромными и упрощёнными, в конце выполнялись тонкие миниатюры на фарфоре. Золотая краска для росписи изделий готовилась из золотых монет из царской казны.
Ставок с крышкой (конфетница). Д. И. Виноградов (ИФЗ, Санкт-Петербург. 1748):
С воцарением Екатерины II (1762-1796) мануфактура была реорганизована и
с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с
поставленным перед ним задачей - «удовольствовать всю Россию фарфором».
С самого начала царствования Екатерины II перед ИФЗ была поставлена
задача выпускать художественный фарфор и работать на прибыль.
Потребность двора в фарфоре была велика, постоянные заказы двора
позволяли ИФЗ не гнаться за дешевизной изделий в ущерб художественному
качеству выпускавшегося фарфора.
Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж. Д. Рашета, приглашённого на ИФЗ модельмейстером. При нём на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм.
Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, а
Императорский завод - одним из ведущих в Европе. Вершину славы
Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные
сервизные ансамбли - «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский»,
насчитывающие до тысячи предметов. Центральную часть ансамблей занимали
настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы.
Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и
отражала события её царствования.
С одобрения императрицы на заводе
изготовили серию скульптур «Народы России» (около ста фигур),
расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников,
ремесленников и уличных торговцев. В большом ассортименте завод выпускал
вазы.
К 1787 году ИФЗ состоял из пяти частей, не считая конторы. Это машинное отделение, где обрабатывалось сырьё, модельмейстерская палата с токарным, резным и скульптурным отделениями, горновая палата для обжига фарфора и глазурования с участком изготовления капселей для обжига фарфора, живописная палата и лаборатория, где готовили фарфоровые краски и обжигали в муфельных печах уже расписанный фарфор.
В последние годы правления Екатерины II и весь период царствования Павла I на ИФЗ делали больше фарфора, чем требовалось по заказам придворной конторы, постоянных рынков сбыта вне Петербурга не было, фарфор был слишком дорог и не мог конкурировать с фарфором частных заводов.
Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию - Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора. По воспоминаниям камер-пажа: «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни».
В период царствования Александра I (1801-1825) заводом управлял
доверенное лицо императора граф Д. Гурьев. При нём началась большая
реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора
технологии Женевского университета Ф. Гаттенбергера. Для привлечения
лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств.
Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств
С. Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Для
утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из
Севрской фарфоровой мануфактуры.
Наиболее показательным, отразившим особенности стиля высокого русского классицизма, а также самым значительным произведением из фарфора эпохи царствования Александра I (1801-1825) стал «Гурьевский» сервиз. «Гурьевский» сервиз был заказан управляющим графом Гурьевым для Александра I, выполнен под руководством модельмейстера, адъюнкт-профессора Академии художеств Степана Пименова. Существует предположение, что общая разработка «Гурьевского» сервиза принадлежала выдающемуся архитектору Жану Тома де Томону. «Гурьевский» сервиз прославлял русский народ и Россию. В Петергофском дворце он «был употребляем по комнатам приезжающих сюда принцев», к «Гурьевскому» сервизу постоянно выполнялись доделки. Всего к «Гурьевскому» сервизу было сделано 4500 предметов, на декорирование было использовано несколько килограммов золота.
Тарелка из Гурьевского сервиза:
Ваза с фигурой орла из Гурьевского сервиза (проект С. С. Пименова. ИФЗ, 1809-1816):
В конце Александровского периода в фарфоре ИФЗ исчезает чистота стиля,
возрастает дисгармония между формой и росписью, утрачивается ценность
фарфора как материала. В память об императоре Александре I после его
кончины на ИФЗ была изготовлена небывалая по тем временам ваза высотой
более двух метров с профилем Императора на одной стороне и изображением
земного шара, опоясанного надписью «Россия», на другой.
Две вазы (скульптор, модельщик Алексей Воронихин):
При Николае I (1825-1855) в составе фарфоровой массы стали использовать
привозную лиможскую глину. Выделка фарфоровых пластов и крупных
предметов достигла высокого технического совершенства. Применялся особый
способ золочения изделий, позволявший наносить прочную позолоту, долгие
годы сохранявшую превосходный вид, мягкую полировку и блеск, - этот
способ был впоследствии утрачен.
Для декорирования фарфора
использовалась и платина. Художественная деятельность ИФЗ при Николае I
была эклектична и стилизованна, что в те времена было свойственно всем
ведущим мануфактурам Европы. После отставки Пименова руководство ИФЗ
взял на себя Императорский двор при непосредственном участии Николая I,
которому представлялись на утверждение проекты создаваемого фарфора. Под
руководством Алексея Воронихина были исполнены большие сервизы
«Гербовый», «Золотой», «Бабьегонский».
В период правления Николая I на
ИФЗ выполнялось огромное количество фарфора для подарков, в т.ч. подарки
для английской королевы, прусского короля, наследных принцев и
принцесс. Были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга.
Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других
заявило о себе «русское» направление. По проектам учёного-археолога,
знатока русских древностей Ф. Солнцева на заводе был сделан сервиз для
Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя
Константина Николаевича (ВККН).
Сервиз с вензелем «ВККН» (скульптор, художник Фёдор Солнцев):
Фарфор ИФЗ создавался по немецким и французским образцам, изданиям
восточных, античных и русских древностей.
Вазы на ИФЗ выполняли по трём
основным типам: «медицис» - по форме античного кратера из коллекции
Медичи, «фюзо» - веретенообразные вазы и «бандо» - яйцеобразные вазы с
уплотнённым книзу туловом и коронообразным горлом.
По заказам двора
выполняли зеркальные рамы и подзеркальники, камины, футляры для часов,
столы, табуреты, люстры, подсвечники. Для украшения ваз, зеркал и
каминов применялись лепные фарфоровые цветы.
Фарфоровые букеты мастера
Петра Иванова были высшим достижением фарфорового мастерства, однако
состав массы знал лишь мастер, и после его смерти секрет был утерян.
Букет бисквитный (мастер П. Иванов, 1850 г.):
В 1830-40-е гг. на ИФЗ работали искуснейшие живописцы, создатели форм и
орнаментов. Живописцы копировали на фарфоре картины Леонардо да Винчи,
Рафаэля, Корреджио, Рембрандта, Тициана, Рубенса и других, создавали
картины, удивительно схожие с оригиналом, несмотря на трудности в
получении идентичных оригиналу оттенков в фарфоровой росписи, краски
которой проходят многократный обжиг.
На вазах и пластах писались
портреты, копировались и иконы.
На тарелках изображались преимущественно
батальные сцены и фигуры военных.
Цветочная роспись отличалась большим
разнообразием. Цветы рисовали с натуры: их поставляли из заводской
оранжереи или организовывали поездки в Ботанический сад. Достоинства
живописи ИФЗ были отмечены золотой медалью Всемирной Лондонской
выставки.
В 1844 году был открыт заводской музей, начала формироваться
коллекция редких книг по искусству, рисунков и гравюр, на основе которой
была создана библиотека ИФЗ.
К началу царствования Александра II ИФЗ полностью работал на
импортном сырье. За год до отмены крепостного права в 1861 г., рабочим
ИФЗ была дана вольная, однако многие остались работать на ИФЗ.
В отличие от своих предшественников, Александр II (1855-1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 70-е годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные ещё при Павле I, завод продолжал работать на пополнение сервизов дворцовых кладовых. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. При всём разнообразии форм, это были в основном копии старой европейской и восточной керамики. Появилась идея о закрытии «бесполезного и убыточного» предприятия.
Спас завод Александр III (1881-1894): «Государю Императору благоугодно…,
чтобы Императорский фарфоровый завод был поставлен в самые наилучшие
условия, как в отношении техническом, так и в художественном, дабы мог
он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для
всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности».
На заводе
началась работа по созданию крупных сервизов: «Коронационного» и по
мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане, рисунки для которого были лично
откорректированы императором.
На выбор художественного пути завода
влияние оказали личные вкусы и пристрастия самого императора. Он отдавал
предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям,
подглазурной живописи, которую ввела в моду Копенгагенская королевская
мануфактура.
Подглазурная живопись получила на ИФЗ широкое применение
ещё и потому, что супругой императора была датская принцесса Мария
Федоровна.
К XX веку ИФЗ уже стал достоянием страны. Дизайном и декором его продукции стали заниматься знаменитые художники К. Малевич, И. Чашник, Н. Суетин.
Технологии производства модернизировал выдающийся учёный Н. Н. Качалов.
В годы царствования последнего российского императора Николая II
(1894-1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод
достигает образцового состояния в техническом и технологическом
отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью
завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения
целых отраслей химического и электротехнического фарфора.
В числе
крупных заказов были два, сделанные императрицей Александрой Федоровной,
под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной
парижской выставке в 1900 году. Это сервизы «Александринский» и
«Царскосельский».
По заказу Николая II завод изготовил серию «военных
тарелок» с изображением войск в мундирах времени Александра III и
скульптурную серию «Народы России» по моделям П. Каменского. Серия
продлевала во времени начинание Екатерины II и служила идее утверждения
русской государственности. Отличительная черта фигур - их
этнографическая достоверность.
События 1917 года оказали огромное влияние на развитие искусства русского художественного фарфора XX века. В истории отечественной керамики была открыта новая яркая и уникальная страница.
После Октябрьской революции 1917 года Императорский фарфоровый завод
был национализирован и был переименован в Государственный фарфоровый
завод (ГФЗ).
Ещё после Февральской революции 1917 года бывший ИФЗ находился
на грани развала и полного забвения, однако в марте 1918 года ГФЗ был
взят под опеку Народного комиссариата просвещения. Наркомпрос поставил
перед коллективом задачу сохранить лучшие традиции русского
художественного фарфора, создать из бывшей придворной мануфактуры
«испытательную керамическую лабораторию республиканского значения»,
производящую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова -
революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по
техническому исполнению».
Агитационный фарфор был своеобразным художественным документом
революционной эпохи. В декоре агитационного фарфора художники
использовали советскую эмблематику и геральдику, актуальные политические
лозунги и призывы. В фарфоровой пластике появились выразительные образы
современников - красноармейцев, рабочих, матросов.
Декоративная тарелка «Свадьба» (художник Кузьма Петров-Водкин):
Представители группы художников «Мир искусства» после 1917 года
создали на Государственном фарфоровом заводе совершенно новые декоры -
фарфор агитпропа, деревенские мотивы, мир русских сказок и былин,
супрематизм.
Руководил заводом выпускник Политехнического института Пётр Фрикен.
Впервые после долгого перерыва начали делать фарфор из отечественного
сырья и самостоятельно изготавливать краски.
Художественная политика ГФЗ
в первые послереволюционные годы была составной частью плана
монументальной пропаганды с чётко очерченными идейно-художественными
принципами.
В 1920 году ГФЗ посетил Максим Горький, он выразил
восхищение новым советским фарфором и отобрал фарфор для зарубежных
выставок, на которых он предложил показать фарфор ГФЗ. По указанию
В. И. Ленина, производство художественного фарфора на ГФЗ стало носить
исключительно экспортный характер, и агитационный фарфор стал едва ли не
единственным предметом экспорта современной художественной
промышленности республики.
Создание послереволюционного фарфора связано,
прежде всего, с именем Сергея Чехонина, назначенного руководить
художественной частью производства. Он ввёл в фарфор тему новой
советской государственности.
В создании фарфора ГФЗ принимали участие
Василий Кузнецов, Наталия Данько (серия скульптур-шедевров агитационного
фарфора), Рудольф Вильде, Михаил Адамович, Зинаида Кобылецкая, Мария
Лебедева, Натан Альтман, Мстислав Добужский, Василий Татлин, Кузьма
Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Борис Кустодиев, Александр Матвеев,
Николай Андреев и многие другие.
В 1918 году по приглашению Чехонина на ГФЗ пришла Александра Щекотихина-Потоцкая. Главной темой её творчества была тема России.
Тарелка с блюдцем «Венчание» (скульптор, художник Александра Щекотихина-Потоцкая):
Почти весь агитационный фарфор, за исключением скульптуры, основывался
на новой росписи изделий из запасов «белья» в императорских кладовых.
Старая марка фарфора затушевывалась, рядом ставилась новая советская
марка.
В поисках новых современных форм к фарфору обратился
основоположник супрематизма Казимир Малевич с учениками. Ряд эскизов для
фарфора исполнил Василий Кандинский.
Скульптура «Гармонист» и скульптура «Танцующая женщина» (художник, скульптор Борис Кустодиев):
На волне успеха «Русских сезонов»
Дягилева на ГФЗ создавался фарфор на тему театра.
В 1925 году на
Всемирной выставке в Париже ГФЗ получил большую золотую медаль, золотые и
серебряные медали получили также скульпторы и художники ГФЗ.
Скульптура «Работница» (скульптор Наталия Данько):
Эскиз росписи молочника (Василий Кандинский):
Помимо
художественного фарфора, на ГФЗ выпускали химический и технический
фарфор и оптическое стекло для советской промышленности.
Декоративная тарелка «5-я годовщина Красной Армии» (художник Михаил Адамович):
С 1925 года завод стал называться Ленинградским фарфоровым заводом имени
М.В.Ломоносова (ЛФЗ).
Постановление ЦК ВКП(б) 1932 года отменило все
творческие течения в искусстве и литературе и нацелило творческих
работников на освоение метода социалистического реализма. Фарфору
отводилось важное место в борьбе за идеологическое содержание широких
зон материальной культуры.
С началом культурного строительства в СССР,
на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране
художественная лаборатория. Под руководством ученика К. Малевича,
Н. Суетина творческий коллектив предприятия создает новый стиль
советского фарфора, созвучный «социалистическому быту».
Талантливый
художник и руководитель, H. Суетин органично воплотил супрематические
идеи с мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением
мира природы.
Индивидуальные особенности творчества А. Воробьевского,
И. Ризнича, М. Моха, Т. Безпаловой, Л. Протопоповой, Л. Блак, А. Яцкевич,
С. Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского
фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала,
конкретностью образов в росписи и сочностью красок.
Сервиз «Металл» (художник Михаил Мох):
Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930-1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство.
В 60-е годы, годы «хрущёвской оттепели», искусство вновь обратилось к
девизам 20-x годов: «Искусство - в быт» и «Искусство - в производство».
После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода,
вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному
лаконизму геометрических объёмов. В эти годы особенно активно работают
на заводе такие художники и скульпторы как Э. Криммер и А. Лепорская,
В. Семёнов и С. Яковлева, формируется творчество самобытного и большого
мастера В. Городецкого.
Активно заявляют о себе выпускники 50-х годов
ЛВХПУ им. В. И. Мухиной - С. Богданова, К. Косенкова, Н. Павлова, Н. Семёнова,
В. Жбанов, П. Веселов и другие. В число ведущих мастеров
декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Н. Славина и
И. Олевская, которые расширили представление о фарфорe созданием
грандиозных многопредметных композиций.
Набор из двух чайников (художник Алексей Воробьевский, художник; скульптор Эдуард Криммер):
В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. Эталоном искусства и высокого качества называет продукцию завода этих лет известный советский искусствовед Н. Воронов.
В 1980 году «в знак особого признания
вклада в развитие производства и международное сотрудничество» завод
имени М. В. Ломоносова награждается престижной международной премией
«Золотой Меркурий».
В сложных экономических условиях начала 1990-х гг. ЛФЗ продолжал выпускать фарфор высокого качества.
1993 - 1998
Завод стал АОЗТ «Ломоносовский фарфоровый завод», акции были распределены между работниками.
1998 - 1999
Основные акционеры - иностранные инвестиционные фонды Delta Capital (29,8%), KKR (около 30%), Stoomhammer Amsterdam (около 25%).
2002 - 2005
В 2002 году 75%+1 акцию ЛФЗ приобрели Галина и Николай Цветковы. В
начале 2000-х гг. ЛФЗ выпускает 3700 наименований, включая посуду,
жанровую и анималистическую скульптуру, вазы.
Новые владельцы ЛФЗ
полагают, что брэнд ЛФЗ - историческая реликвия, а потому ему вполне по
силам выйти на уровень таких международных торговых марок, как Wedgwood,
Meissen, Herend.
В 2003 году ЛФЗ приобрёл два завода французской
семейной фирмы Deshouliere. ЛФЗ вновь стал официальным поставщиком
фарфора для Кремля и правительственных учреждений. Основные рынки сбыта
за рубежом - США, Германия, перспективные рынки - Восточная Европа,
Азия, Ближний Восток.
С 2005 года завод называется ОАО "Императорский фарфоровый завод".
ИФЗ ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений
под брендом "Императорский фарфор".
Сервиз «Полярный мак» (скульптор, художник Иван Ризнич; скульптор Нина Славина):
Музей фарфора
В феврале 2001 г. Государственный Эрмитаж принял под своё управление уникальное историческое собрание музея Императорского фарфорового завода, расположенного на территории ОАО «ИФЗ».
Заводской музей был основан в 1844 году по распоряжению Николая I как хранилище образцов, достойных изучения и копирования. Он возник гораздо раньше таких знаменитых хранилищ произведений искусства, как Третьяковская галерея и Русский музей. В музее сформировалась единственная в мире уникальная коллекция, отражающая почти 260-летнюю историю первого фарфорового завода России. Она насчитывает более 30 тысяч экспонатов. Это фарфор и стекло Императорских заводов, вещи советского периода, изделия известных европейских мануфактур и русских частных заводов, образцы японского и китайского фарфора. Здесь представлены исторические и культурные ценности, аналогов которым нет ни в одном музее мира. В библиотеке музея, основанной во второй половине ХIХ века собраны редчайшие книги по фарфору и искусству, эскизы и рисунки художников с мировым именем.
С последней четверти ХIХ века по личному распоряжению императора Александра III все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах, один из которых оставался в музее. Эта традиция регулярного пополнения музея была сохранена и в советский период, начиная с фарфора 20-х годов до последнего десятилетия ХХ века.
Дважды
коллекция музея покидала стены завода: с осени 1917 - до осени 1918 года
в целях сохранности её вывозили в Петрозаводск, и в годы войны и
Ленинградской блокады экспонаты были эвакуированы на Урал, в Ирбит.
После окончания войны в Москве было принято решение о передаче фондов заводской коллекции фарфора в Русский музей. Ведущим художникам завода во главе с Н. М. Суетиным при поддержке известных деятелей культуры удалось сохранить коллекцию на ИФЗ.
Большую помощь в решении этого
вопроса оказала знаменитый скульптор В. И. Мухина. Уже тогда было
доказано, что собрание заводского музея, являясь национальным достоянием
Отечества, не может существовать вне стен завода, где музей был
основан, и благодаря которому постоянно пополнялся.
На протяжении
полутора веков музей был школой высочайшего мастерства, благодатным
источником творческого вдохновения художников нескольких поколений,
связующим звеном между прошлым и будущим искусства русского
художественного фарфора. На базе музейной коллекции формировались
многочисленные отечественные и зарубежные выставки, устраивались
персональные выставки ведущих художников. По решению Министерства
культуры фарфор из коллекции заводского музея экспонировался на
выставках в Англии, Австрии, Швейцарии, Японии, Германии, Бельгии и других странах.
На рубеже 2000 года приватизированный завод оказался в руках
американских фондов и вновь остро возник вопрос о местонахождении и
сохранности уникального музейного собрания, которое не подлежало
приватизации и оставалось государственной собственностью. Уже было
принято постановление бывшего губернатора города о передаче музейной
коллекции Русскому музею с экспонированием её в залах Строгановского
дворца. В защиту сохранения коллекции на её историческом месте вступился
директор Эрмитажа М. Б. Пиотровский, который прекрасно понимал, что
разрушение этой связи может привести к необратимой потере традиций.
Высочайший авторитет «музейщика» мирового уровня и предложение Михаила
Борисовича взять заводской музей под патронат Государственного Эрмитажа,
оставив его в стенах завода, сыграли решающую роль при рассмотрении
вопроса в Министерстве культуре РФ.
В начале 2003 года на базе музейной коллекции и в стенах ИФЗ
создается новый отдел ГЭ «Музей фарфорового завода». К этому времени на
заводе сменился собственник, и владельцами завода стала семья Г. и Н.
Цветковых.
Экспозиции посуды и декоративных изделий Императорского фарфорового
завода представлены в Эрмитаже (Санкт-Петербург), Историческом музее
(Москва), музее Виктории и Альберта (Лондон), музее Метрополитен
(Нью-Йорк). Фарфоровая посуда марки ЛФЗ - постоянный участник
международных аукционов.
Сервизы из фарфора ЛФЗ служили подарками президентам и премьер-министрам иностранных государств. Именно они украшали столы на торжественных приёмах в честь 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 году.
Фарфоровая посуда ИФЗ производится по ставшим классикой
технологиям Д. И. Виноградова (18 век). При этом они постоянно
совершенствуются и модернизируются.
В конце 19 столетия была разработана технология покрытия кобальтом, а также подглазурная ручная пейзажная роспись.
С середины 1970-х годов выпускается белоснежная фарфоровая посуда с
удивительно тонкими стенками. Разработка этого почти прозрачного
костяного фарфора ЛФЗ была отмечена Государственной премией СССР в 1980
году.
Сегодня ИФЗ производит изделия из всех разновидностей фарфора: твёрдого,
мягкого, костяного. Посуда изготавливается методами ручного и машинного
литья, а также формовки на полуавтоматах.
Фарфор ЛФЗ декорируется надглазурными или подглазурными рисунками
ручным, механизированным или комбинированным способом. При росписи
элитной посуды применяются краски из золота и прочих ценных металлов.
Особо ценится фарфор ЛФЗ, расписанный вручную кобальтом, золотом и сочными декоративными красками.
Императорский фарфоровый завод сегодня производит чайные и кофейные
наборы, столовые сервизы, отдельно чашки, тарелки, декоративные блюда,
сувениры и скульптуры.
ИФЗ делает элитную фарфоровую посуду на заказ. Можно заказать, например,
копию изделия из экспозиции музея завода или фирменную посуду с
инициалами, клеймом или логотипом фирмы клиента.
"Кобальтовая сетка" - визитная карточка Ломоносовского фарфорового
завода. Эта знаменитая роспись известна во всём мире, ей подражают, хотя
частенько весьма неумело.
Как же возник этот декор, кто его автор, да и в каком году, собственно
говоря, он появился? Уж не во
времена ли Виноградова его изобрели?
Удивительно, но родился на свет знаменитый узор не так давно, около полувека назад. Его придумала художница Анна Яцкевич для чайного сервиза формы "Тюльпан" (по модели Серафимы Яковлевой) в 1946 году. Правда, сначала сеточка Яцкевич была золотой (1945 год) - сервизы с таким декором выпускались сразу после войны, а затем художница создала знаменитую "кобальтовую сеточку". Этот сервиз, кстати, получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. С той поры "кобальтовая сетка", как её называют сейчас, завоевала весь мир. Интересно, что отмеченный наградой сервиз, не готовился к конкурсу специально, а входил в ассортимент заводской продукции.
Ещё из
любопытного. В те времена на заводе возникла идея использовать так
называемый кобальтовый карандаш. Сам карандаш был обычным, сделанным на
фабрике "Сакко и Ванцетти", а вот стержнем его являлась фарфоровая
краска. Художникам карандаш не понравился, только Анна Яцкевич расписала
им первый экземпляр сервиза "кобальтовой сеткой". Этот сервиз ("Тюльпан") сейчас
находится в экспозиции Русского музея (возможно, это красивая легенда,
т. к. есть мнение, что опыты с кобальтовым карандашом были всё же не
слишком удачными).
Считается, что "кобальтовая сетка" была навеяна изящным и нарядным фарфором XVIII века - елизаветинским "Собственным" сервизом, в узлах золотой сеточки которого выписаны маленькие розовые цветочки. У Яцкевич сеточка более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом и украшенная золотом. Вообще-то при ближайшем сравнении двух узоров их сходство кажется весьма и весьма отдалённым.
Считается, что "кобальтовая сетка" была навеяна изящным и нарядным фарфором XVIII века - елизаветинским "Собственным" сервизом, в узлах золотой сеточки которого выписаны маленькие розовые цветочки. У Яцкевич сеточка более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом и украшенная золотом. Вообще-то при ближайшем сравнении двух узоров их сходство кажется весьма и весьма отдалённым.
"Кобальтовая сетка" превосходно обыгрывала форму сервиза "Тюльпан" и придавала ему торжественный и благородный вид. Впоследствии этот декор стали применять и для украшения других изделий завода: кофейных и столовых сервизов, всевозможных чашек, вазочек и сувениров (в частности напёрстков).
У Анны Яцкевич есть ещё один рисунок, известный, пожалуй, каждому,
кто хоть раз сталкивался с фарфором ЛФЗ, хотя, возможно, не всякий
догадывается об этом. Знаменитый логотип ЛФЗ (1936 год), изображённый на
всех изделиях фабрики, также принадлежит ей. Совпадение это или
закономерность, но два самых известных бренда фарфорового завода
выполнены одной художницей, хотя имя её звучит и не так громко, как
другие славные имена художников ЛФЗ.
Анна Яцкевич (1904-1952 гг.):
Анна Яцкевич - талантливая художница и красивая женщина - рано ушла
из жизни и, как это часто бывает, даже не узнала о своем триумфе в
Брюсселе, а также о дальнейшей славе придуманного ею рисунка
"Кобальтовая сетка".
В 1990-е годы мастер Г. В. Шуляк видоизменила классическую
«кобальтовую сеточку» и создала роспись для столового сервиза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий