Айсберги образуются в Арктике и Антарктике, в
очень холодных районах нашей планеты. Эти массивы изо льда порой такие
огромные, что напоминают ледяные острова. Небольшие айсберги имеют длину 1-2 км
и ширину около полкилометра, но встречаются и гиганты длиной в несколько
десятков километров. При этом надводная часть составляет лишь одну десятую их объёма,
остальная часть скрывается под водой.
Встреча с
айсбергами в океане опасна. Столкновение с громадой жёсткого льда может
привести к кораблекрушению. В апреле 1912 года гигантский
пассажирский лайнер «Титаник»,
направлявшийся из Англии в Америку, столкнулся в тумане с айсбергом и через 2
часа 40 минут затонул. В результате погибло около 1500 человек (спаслось лишь 704 человека). В день столкновения на
"Титанике" получили, по
меньшей мере, 6 предупреждений о льдах. Но все они были
проигнорированы радиооператором, который был занят рассылкой пассажирских
сообщений. Айсберг, с которым столкнулся
"Титаник", был не выше высоты мостика корабля, то есть считается не
очень большим. Гибель
«Титаника» вошла в историю как одна из крупнейших морских катастроф. Были и
другие кораблекрушения из-за айсбергов.
Так,
например, 11 мая 1833 года, следуя из Ливерпуля в Квебек, после
столкновения с айсбергом в Атлантическом океане затонул английский парусник «Владычица Озера». Погибли 215 человек.
А 20 февраля 1856 года после столкновения с айсбергом у острова
Ньюфаундленд затонул американский парусный корабль «Джон Ратледж». Погибло 135
человек.
Во время второй мировой войны, 19 марта 1943 года, английский танкер
Свенд Фойн»,
следуя из Нью-Йорка в Ливерпуль, затонул после столкновения с айсбергом. Весь
экипаж погиб.
Сразу после гибели легендарного лайнера «Титаник» в 1912 году был создан Международный ледовый патруль. Он несёт вахту в течение
шести месяцев в году, с февраля по июль. В распоряжении ледового патруля
несколько спутников, которые помогают обнаружить айсберги в любую погоду.
Получив данные со спутников, учёные могут предсказать скорость движения
айсберга и даже спрогнозировать частоту его зарождения. В океане с крупными айсбергами
борется грузовой буксир «Атлантик Игл».
Буксировочная мощность составляет 160 тонн. Основным орудием борьбы с айсбергами
на судне является трос длиной 1200 м. Единственной задачей является сдвинуть
многотонный груз на несколько градусов от нежелательного курса.
Подойдя к объекту, с помощью радара получают прекрасное изображение
подводной части айсберга. Затем буксир обходит вокруг него, огибая
льдину и разматывая сотни метров мощного троса. Сделав петлю, оба конца
закрепляются на судне огромными скобами. Затем наращивая мощность судна,
сдвигают айсберг с места. В этой работе существует и риск, ведь айсберг
может перевернуться, вызвав огромную волну или расколоться на части, что может
привести к затоплению корабля.
Для торговых и рыболовецких судов опасность также представляют фрагменты или осколки айсберга,
которые получили названия «гроллеры» и «берги».
Навигационное оборудование может и не заметить их. Это айсберги без
вершин, их невозможно зацепить, поэтому берги убирают с судоходных
маршрутов другим методом. Суда снабжения оснащены, как правило, несколькими водяными пушками, установленными на
вершине ходовой рубки, их используют во время пожара. Каждая из них
выстреливает до 380 тонн воды в час. Струя воды разрушает айсберг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий