Страницы

вторник, 26 апреля 2022 г.

Александр Николаевич Бенуа (3 мая 1870 – 9 февраля 1960)

 
Александр Николаевич Бенуа (3 мая 1870 – 9 февраля 1960 гг.)
Л.С. Бакст (1866–1924 гг.). Портрет А.Н. Бенуа, 1898 год (бумага, акварель, пастель, 64,5 х 100,3 см)
 
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960 гг.) - художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор. Представитель русского модерна.

 

А.Н. Бенуа родился девятым ребёнком в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-1894 гг.), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 году. О нём сразу заговорили как о талантливом искусствоведе. В 1893 году Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга.
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX века" и "Франция Людовика XIV"
В 1897 году по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьёзную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником. В 1897-1898 годах он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины. 
В «Русской серии» Бенуа 3 композиции посвящены Петру и его эпохе («В немецкой слободе», «Петербургская улица при Петре I» и «Пётр I на прогулке в Летнем саду»), четыре других повествуют о конце XVIII века («Утро помещика», «Суворовский лагерь», «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907 год) и «Парад при Павле I» (1907 год)).   
«Парад при Павле I» считается высшим достижением в русском цикле Бенуа, и лучшая среди его исторических композиций вообще. 
К началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Природа интересует художника главным образом в её связи с историей. Ещё Бенуа иллюстрирует произведения А.С. Пушкина.
В конце XIX века он организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем.
Много работал в книжной графике. В историю русской книжной графики художник вошёл своей книгой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905 год) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А.С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899 год, 1910 год), а также иллюстрациями к "Медному всаднику".
Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-1916 гг.) в газете "Речь". Как  историк искусства он издал книгу "Русская живопись в XIX веке", начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов", журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911 год).
Бенуа принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных С.П. Дягилевым в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты. Бенуа оформил оперу Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра, затем исполнил эскизы декораций к балету Н.Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903 гг.), либретто которого сочинил сам. Одним из высших его достижений были декорации к балету И.Ф. Стравинского "Петрушка" (1911 год). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913 год) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром вместе с К.С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
После революции 1917 года Бенуа принимал деятельное участие в работе организаций, связанных с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 года занялся ещё и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа
 
Александр Николаевич Бенуа (3 мая 1870 – 9 февраля 1960)
 
На протяжении 1918-1922 годов мастер выполнил 25 литографий серии «Петергоф»: аллеи и перспективы парка, архитектурные пейзажи и водные бассейны, изображения мраморных скульптур и фонтанов. Они созданы в годы гражданской войны, голода и разрухи, когда фонтаны бездействовали, а в парке царило запустение, но листы этой серии изображают Петергоф величаво спокойным и гармоничным, каким знал с детства и любил его художник.

С 1926 года он жил в Париже, где и скончался.

 

 

Итальянская комедия (1906 год):
Итальянская комедия (1906 год)
 
Итальянская комедия (1906 год). "Нескромный Полишинель" (бумага на холсте, масло):
Итальянская комедия (1906 год)
 
Парад при Павле 1 (1907 год):
Парад при Павле 1 (1907 год)
 
Медный всадник (1903 год):
Медный всадник (1903 год) 
 
Прогулка короля (1906 год):
Прогулка короля (1906 год)
 
Версаль. Сад Трианона:
Версаль. Сад Трианона
 
Париж:
Париж
 
Вид павильона Трельяж и фонтана Ева в Петергофе:
Вид павильона Трельяж и фонтана Ева в Петергофе
 
Петергоф. Фрейлинские дома (1900 год):
Петергоф. Фрейлинские дома (1900 год)

Александр Николаевич Бенуа (3 мая 1870 – 9 февраля 1960)
Александр Николаевич Бенуа (3 мая 1870 – 9 февраля 1960)
Александр Николаевич Бенуа (3 мая 1870 – 9 февраля 1960)
Александр Николаевич Бенуа (3 мая 1870 – 9 февраля 1960)
Александр Николаевич Бенуа (3 мая 1870 – 9 февраля 1960)
Александр Николаевич Бенуа (3 мая 1870 – 9 февраля 1960)Александр Николаевич Бенуа (3 мая 1870 – 9 февраля 1960)
Александр Николаевич Бенуа (3 мая 1870 – 9 февраля 1960)
Александр Николаевич Бенуа (3 мая 1870 – 9 февраля 1960)
Александр Николаевич Бенуа (3 мая 1870 – 9 февраля 1960)

Комментариев нет:

Отправить комментарий