Страницы

вторник, 8 августа 2017 г.

Материальная культура России (обществознание)






Материальная культура России насчитывает много веков. Так как Россия – многонациональное государство, поэтому материальная культура очень богата и разнообразна.


 В 8-9 веках славянами было налажено производство чеканки, зерни, а со второй половины 10 в. - производство шлемов и кольчуг, филигрань, эмаль, стекло, декоративная строительная керамика.
Зернь - мелкие золотые, серебряные или медные шарики диаметром 0,4 мм, которые напаиваются на ювелирные изделия из тонкой проволоки.
Филигрань (скань) - вид ювелирной техники, когда из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, свитой в несколько нитей, выполняются ажурные узоры и напаиваются на металлический фон. Часто сочетается с зернью или эмалью.
Эмаль (финифть) - один из древнейших способов украшения металла. На тонкую (до 1,5 мм) выпуклую пластинку наносят рисунок из огнеупорных эмалевых красок, затем пластинку обжигают несколько раз. Расцвет искусства живописной миниатюры на эмали относится к 18 веку. Сохранились расписанные иконки, вставки к церковным книгам, церковная утварь, а также табакерки, шкатулки, медальоны, ордена, украшенные миниатюрами по эмали.
Известно несколько типов русских деревянных храмов: клетский, шатровый, многошатровый, ярусный, многоглавый, каркасный. Клетский храм состоит из одного или нескольких прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями, то есть это безглавый храм, причём сделанный без гвоздей. «Безглавые деревянные храмы» на Руси существовали до XVII века. Это, например, Церковь Ризоположения из села Бородава (1485 год).
Самая знаменитая ярусная деревянная церковь - Церковь Преображения Господня - православный храм, расположенный на территории музея-заповедника «Кижи».
Также храмы строились из кирпича и белого камня. Крестово-купольный храм - прямоугольный в плане, с четырьмя (или более) столбами. Все центральное пространство храма в плане образует крест. Крестово-купольные храмы из камня были заимствованы у Византии и заняли в древнерусской архитектуре господствующее положение. Например, Успенский собор Московского Кремля. Позже храмы создавались в разных архитектурных стилях - барокко, псевдоготика, классицизм, ампир, модерн и другие.
Летописи - древнерусские исторические сочинения 11-17 вв., созданные как записи по годам. Подлинники древних летописей не сохранились. В настоящее время известно более 200 списков (копии, переписанные с оригиналов). Например, Повесть временных лет – первая киевская летопись, составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале 12 века.
Древнерусские рукописные книги:  типографий и печатных машин в древности не было, книги писались от руки на пергаменте- специально обработанной свиной, телячьей или бараньей коже. Переписчиками книг были главным образом священники, дьяконы и монахи. Это были богослужебные книги.
Иконы - изобразительное искусство Древней Руси. Икона представляет собой рельефное живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери или Святых.  Например, «Троица» иконописца 15 века Андрея Рублёва. Для русских православных икон делали оклады - декоративное покрытие из драгоценных металлов, украшенное чеканкой, сканью, эмалями, драгоценными камнями.
Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скреплённые («связанные») между собой в четырёхугольник брёвна. Русская изба была либо «четырёхстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной - «перерубом»). К избе пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). 
Русская национальная одежда: у женщин - сарафан, рубаха, понёва (юбка), душегрея; у мужчин - рубахи-косоворотки, штаны-портки, кафтан, различные шапки. Незамужние женщины на головы повязывались ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки, замужние надевали кику, а поверх неё – платок, либо – чепец и платок. Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Обувь – лапти, сапоги, валенки.


Комментариев нет:

Отправить комментарий