Страницы

среда, 8 апреля 2020 г.

Владивосток в середине марта (подводная лодка "С-56" и не только)












Видна легендарная подводная лодка С-56.








Храм-часовня Апостола Андрея Первозванного на Корабельной набережной:


Проект храмового сооружения разработан Архитектурным институтом Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ) под руководством профессора В. Моора и Центральным проектным институтом Министерства обороны Российской Федерации.

12 мая 2005 года накануне празднования 60-летия Великой Победы Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин освятил часовню во имя Святого Апостола Андрея Первозванного.

Небольшой однокупольный белый храм на 40-50 человек расположился на Корабельной набережной неподалеку от мемориального комплекса «Боевая слава ТОФ» (погибшим на фронтах Великой Отечественной войны воинам). 
Внутри здание украшено иконами военно-церковной тематики (Среди святых Православной Церкви много воинов: Федор Ушаков, Георгий Победоносец, Димитрий Солунский и многие другие).

Поблизости от храма находится арка Цесаревича - Николаевские Триумфальные Ворота (восстановлены в мае 2003 года) и мемориальная подводная лодка С-56
 
 
 









 
История подводной лодки «С-56» началась 24 ноября 1936 года. В этот день она была заложена на судостроительном заводе им. Андре Марти, расположенном в Ленинграде. Там она числилась под № 405. Эта подводная лодка, состоящая из нескольких секций, была отправлена во Владивосток на завод №202 по железной дороге. Здесь и состоялась её окончательная сборка. 
Спустили судно на воду через три года после его закладки, а в строй оно вступило 20 октября 1941 года. Субмарину как боевую единицу сразу же зачислили на баланс Тихоокеанского флота. 


 
Подводная лодка «С-56» принадлежит к среднему классу IX-бис серии. Она была спроектирована по заказу советского правительства одним из голландских бюро, которое входило в состав немецкой фирмы Deschimag в начале 1934 года. Как правило, суда этого класса демонстрировали надёжность и отличную скорость. Именно они и были взяты за основу, когда началась работа над проектом немецкой лодки VII серии. Кстати, данная субмарина массово использовалась в годы Второй мировой. Это говорит о том, что принятые в своё время технические характеристики оказались самыми удачными.
Всего в советских ВМС было чуть более сорока лодок типа «С», выпущенных в трёх сериях. Наиболее результативными из них оказались субмарины IX-бис. Они сумели потопить 19 вражеских судов. Из трёх десятков таких подводных лодок в морских сражениях была потеряна лишь половина. 




6 октября 1942 года С-56 под командованием капитан-лейтенанта Григория Ивановича Щедрина в паре с подводной лодкой С-51 под командованием капитан-лейтенанта Ивана Фомича Кучеренко вышла по маршруту: Владивосток — Петропавловск-Камчатский — Датч-Харбор (США) — Сан-Франциско (США) — Коко-Соло (США) Панамский канал — Гуантанамо (США) — Галифакс (Канада) — Розайт (Шотландия) — Леруик (Шотландия) — Полярный. Старший на переходе Герой Советского Союза капитан 1-го ранга Александр Владимирович Трипольский. 

29 октября 1942 года на выходе из базы ВМС США Датч-Харбор атакована неустановленной подлодкой. Торпеда прошла под днищем ПЛ и не взорвалась. При доковании в днище подлодки обнаружены элементы хвостовой части торпеды.
12 ноября 1942 года через три часа по выходе из Сан-Франциско разошлась на встречных курсах с авианосцем ВМС США USS Saratoga (CV-3).
17 ноября 1942 года у побережья Южной Калифорнии атакована неустановленной ПЛ. Уклонилась подачей полного хода. Торпеда прошла в 50 метрах за кормой.
8 декабря — 11 декабря 1942 года у берегов Канады попала в жестокий шторм. Частично затоплена водой, повреждена. Потеряла ход. Снесена на 60 миль от курса.
12 декабря 1942 года по прибытии в Галифакс поставлена в аварийный ремонт.
31 декабря 1942 года у берегов Ньюфаундленда в подводном положении попала под надстройки затонувшего судна, дачей реверса сумела освободиться.
8 января 1943 года попала в сильный шторм в Северной Атлантике. По прибытии в порт Розайт поставлена в аварийный ремонт, прошла докование.
5 марта 1943 года на переходе из Леруик в Полярный в условиях шторма обнаружила неопознанную ПЛ. Атака не производилась.
8 марта 1943 года в районе Териберки С-56 встретили эсминец «Валериан Куйбышев» , сторожевой корабль «Гроза», сторожевой корабль № 28 и сопроводили в Полярный. 
 
За время 153-суточного перехода подводная лодка прошла Тихий океан, Атлантический океан и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Провела в море 67 суток (2220) часов, пройдя 16632 морских миль (в том числе 113 морских миль под водой). В этот же день включена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.
 



Март 1943 года. Подводная лодка «С-56» находится в составе Северного флота. В годы войны командиром корабля был капитан-лейтенант Г. И. Щедрин. В середине апреля его экипаж возвратился со своего первого похода, где он сумел потопить сразу два вражеских корабля. В конце того же месяца героических подводников наградили несколькими орденами и медалями, а на звезде, изображённой на рубке субмарины, появилась цифра 2. 

Май 1943 года. Второй боевой поход. Его результатом стало уничтожение танкера «Ойрштадт» и серьёзное повреждение судна «Вартеланд». 

Только за полтора года, начиная с апреля 1943 и по осень 1944, подводники потопили 8 кораблей, среди которых числились один миноносец, по два танкера и сторожевых корабля, а также три транспорта. Кроме того, на их счету было еще 4 серьёзно повреждённых судна.

Самый опасный поход состоялся в феврале 1944 года. По мнению экипажа лодки «С-56», этот поход был самым экстремальным, так как во время него подводники чуть не погибли. Дело в том, что после успешной атаки неприятельского судна, субмарина ушла на приличную глубину. Однако её засекла вражеская охрана.
В течение суток подводная лодка «С-56» преследовалась семью кораблями. За это время они успели сбросить на нее более трёх сотен глубинных бомб! В какой-то из моментов глубина погружения стала ниже критической, но слаженная работа экипажа помогла выровнять рули и избежать опасности. Для того чтобы уйти от погони, было решено уменьшить шумы путём перевода электрических моторов на пол-оборота с полным выключением вентиляции. Из-за этого гидроакустики, находившиеся на вражеских кораблях, не смогли засечь нашу подводную лодку. А в это время концентрация углекислого газа на ней подходила к критической отметке в 4 %. 




В сложившейся ситуации командир «С-56» обратился к своему экипажу с речью, в которой разрешил беспартийным уйти на отдых, а коммунистов попросил предельно собраться и нести вахту как за себя, так и за своих товарищей. Первым отозвался седьмой торпедный отсек. Подводники все как один попросили считать их коммунистами. Их примеру последовали и остальные отсеки. Чтобы хоть как-то продержаться, моряки высыпали известь, находящуюся в патронах регенерации воздуха, на пол. Она стала поглощать углекислый газ и, благодаря этому, экипаж сумел выжить. Только подумайте, вместо "положенных" 10-15 минут подводники продержались более 6 часов! 

Вскоре вражеские корабли ушли, посчитав, что советская лодка уничтожена. Когда опасность миновала, субмарина всплыла. Командир дал морякам сутки на отдых, после чего они быстро догнали все тот же конвой, атаковали его, а затем и потопили ещё один транспорт.
 
Сам командир, да и его экипаж не без основания считали, что их лодка счастливая. Посудите сами, во время перехода на Северный флот при очередном осмотре выяснилось, что на её борту находится стабилизатор так и неразорвавшейся торпеды противника. 




За время Великой Отечественной Войны подлодка С-56 объявлялась погибшей 19 раз, но каждый раз она всплывала снова.

За выдающиеся заслуги в бою подводная лодка С-56 в 1944 году была отмечена одним из высших орденов СССР — орденом Красного Знамени, а в 1945 году подлодка удостоилась Гвардейского звания.

Но и после Великой Отечественной войны работа подводной лодки не остановилась: она стала первой советской субмариной, совершившей кругосветный поход через северный морской путь.

Из боевого состава подлодка была выведена только в 1955 году. В дальнейшем она не раз переименовывалась, использовалась как зарядовая станция на плаву, а затем и для тренировок в качестве учебной подводной лодки.




9 мая 1975 года, в день празднования годовщины победы в Великой Отечественной войне, подводная лодка С-56 стала музеем
Теперь она находится на Корабельной набережной во Владивостоке и является тематическим выставочным филиалом Военно-исторического музея ТОФ. 


В 1982 году в День Военно-морского флота подводная лодка С-56 вместе с мемориальным кораблем-памятником «Красный вымпел» (бывшая паровая яхта «Адмирал Завойко») и 14-метровым обелиском были объединены в Мемориальный комплекс на Корабельной набережной, памятник кораблестроителям Владивостока.

Более 40 лет знаменитая подводная лодка С-56 является музеем, а внутренние помещения переоборудованы под экспозиции. В кормовой части лодки механизмы демонтированы и расположена экспозиция, посвящённая подводным силам Тихоокеанского флота. 




Центральные и носовые отсеки подводной лодки сохранили свой вид без изменений, а в первом отсеке вы даже можете увидеть торпедный боезапас. 

В экспозицию также входит модель первой боевой подводной лодки «Дельфин», которая принимала участие в русско-японской войне в начале ХХ века.

В музее представлены не только архивные документы и модели, но и личные вещи членов экипажа С-56 и её командира.

 






 









Полноразмерные фотографии:

































































Комментариев нет:

Отправить комментарий