Страницы

суббота, 26 сентября 2020 г.

Шелкопряд - монашенка / Монашенка (Lymantria monacha)


 
Самка и самец монашенки перед яйцекладкой на комлевой части ствола сосны


Шелкопряд - монашенка / Монашенка (Lymantria monacha) принадлежит отряду Чешуекрылые (Lepidoptera), семейство Волнянки (Lymantriinae). 

Монашенка многоядна, повреждает хвойные и лиственные породы, преимущественно ель и сосну, вредит дубовым, грабовым, буковым насаждениям. 
В садах повреждает яблоню, айву, боярышник, малину


Распространена монашенка в лесной и лесостепной зонах европейской части России, в Крыму, на Кавказе, в Западной Сибири, в лесостепи южных районов Сибири, на Алтае, в Прибайкалье, Приамурье, Приморье и в южной половине Сахалина. 

Неоднократно регистрировались вспышки массового размножения вредителя
Наиболее крупной и затяжной была вспышка монашенки в середине позапрошлого столетия, охватившая еловые леса южных районов Прибалтики и смежных с ними районов Белоруссии, Польши и Германии. 
Крупной была вспышка, охватившая в конце позапрошлого столетия сосновые леса восточной половины европейской части России и Западной Сибири.
В Западной Сибири наблюдалась крупная вспышка в середине прошлого столетия.

Республики, края и области, в которых были вспышки массовых размножений монашенки, могут быть разбиты на четыре района: западный, центральный, восточный и южный.

К западному району следует отнести Калининградскую, Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Тверскую, Московскую, Калужскую, Брянскую и Смоленскую области. 
В позапрошлом столетии монашенка давала здесь наиболее частые и крупные вспышки, приуроченные главным образом к еловым лесам. Здесь широко распространена рано вегетирующая ель, обеспечивающая возможность питания гусениц первых двух возрастов за счёт рано распускающихся нежных частей почек и побегов. 

Первичные очаги возникали здесь в высокополнотных (0,8-1,0) ельниках-зеленомошниках I и II бонитетов, средневозрастных, приспевающих и спелых, расположенных внутри лесных массивов, вторичные очаги - в ельниках-долгомошниках или менее полнотных ельниках-зеленомошниках. Реже вспышки возникали в сосняках такого же характера, как и указанные ельники, но с хорошо выраженным вторым ярусом из ели.

После сильных засух местные вспышки могут возникать здесь в ельниках по сфагновым болотам из-за физиологической сухости таких условий местопроизрастания, резкого ослабления насаждений в годы засух и неблагоприятных условий для гнездования в таких местах насекомоядных птиц и энтомофагов.

В еловых насаждениях монашенка откладывает яички не только в нижней, но и на остальных частях стволов, которые у ели имеют подходящие чешуйки на всём их протяжении, особенно в районах мутовок ветвей. 

К центральному району следует отнести еловые и сосновые леса, расположенные от границ западного района на восток до Уральского хребта, а на юг - до лесостепи или границы распространения ели. В этом районе преобладают поздно вегетирующие ель обыкновенная и ель сибирская
Гусенички монашенки первого и второго возрастов не находят здесь пищи из-за позднего распускания почек. Они кормятся мужскими соцветиями сосны и её нежными хвоинками, ещё прикрытыми плёнками влагалищ, так как челюсти у них ещё слабые и кормиться старой хвоей на елях и соснах они не в состоянии. 
В связи с этим в центральном районе благоприятные условия для питания гусеничек монашенки создаются в сосновых, а не в еловых древостоях. 

В сосновых насаждениях монашенка откладывает яички на растущих деревьях примерно до высоты груди (выше яйца монашенки на соснах встречаются редко).

Первичные очаги в центральном районе возникали в сосняках-зеленомошниках, реже в долгомошниках I - II бонитетов, высокой полноты (0,7-1,0), различных возрастов, а вторичные  в более изреженных насаждениях тех же типов и в сосняках-беломошниках.

В восточном районе, охватывающем Западную Сибирь от Уральского хребта до ленточных боров Алтайского края включительно, монашенка выступала также в качестве вредителя сосновых лесов, по-видимому, по тем же причинам, что и в предыдущем районе. 

Первичные очаги здесь образовывались в чистых сосняках-беломошниках или их комплексах с зеленомошниками средних полнот и бонитетов, в частности после удаления из них примеси берёзы и осины и образования куртин сомкнувшегося подроста. Куртины густого подроста создают благоприятную обстановку микроочагов для более тенелюбивой и влаголюбивой монашенки
Вторичные очаги образовывались в таких же насаждениях, но с примесью берёзы или осины, а также в более полных насаждениях или относящихся к типу зеленомошников или к их комплексам с долгомошником.

К южному району относятся сосняки лесостепной и степной зон европейской части России. Здесь возникали локальные вспышки в чистых сосняках главным образом искусственного происхождения, II - III классов возраста, отличающихся высокой полнотой и расположенных по пониженным местам рельефа на песчаных и супесчаных почвах; вторичные очаги - в таких же сосняках, но по равнинным местам рельефа или в естественных сосняках таких же по характеру, как и в восточном районе. Зачастую в южном районе очаги затухали ранее полного объедания насаждений. 
В лиственных насаждениях первичные и вторичные очаги не возникали, хотя гусеницы монашенки могут питаться листвой многих древесных и кустарниковых пород. В насаждениях этих пород могут возникать миграционные очаги.


Генерация одногодовая.

Бабочки серовато-белые, с четырьмя чёрными извилистыми поперечными полосами на передних крыльях и чёрными крапинками. Задние крылья серые. Бахромка крыльев в белых и тёмных пятнах. 
Самка с чёрными нитевидными усиками, с чёрными и розовыми полосками на брюшке; размах её крыльев от 4 до 5,5 см. 
Самец с перистыми бурыми усиками; размах его крыльев 2,5 - 3,5 см. 
Окраска бабочек очень изменчива. В период первых фаз вспышки доминируют более тёмные особи, причём отдельные из них имеют почти чёрную окраску крыльев. Тёмные особи бабочек похожи на обитающих в тех же лесах бабочек пятнистой волнянки (Diphthera coenobita). Однако спутать их нельзя, так как волнянка летает раньше, в мае - июне. Легко отличить их и по чешуйкам, покрывающим крылья. У монашенки вершины чешуек трехзубчатые, у волнянок - шести-семизубчатые.

 
Яйца монашенки в трещинах коры сосны

Яички с маковое зерно, почти шаровидные, несколько уплощённые с полюсов, блестящие, гладкие; при сильном увеличении видна сетчатая структура.
Свежеотложенные яички светло-розовые, далее сереют и буреют.

 
Гусеница монашенки

Гусеницы. Молоденькие гусенички тёмно-серые, с чёрной блестящей головой, с шестью рядами желтоватых бородавочек вдоль тела, на которых расположены длинные и тонкие волоски и короткие толстые аэрофоры, благодаря которым гусенички могут расселяться при помощи ветра на значительные расстояния. 
Взрослые гусеницы до 5 см длиной, серые с жёлто-бурой головой, волосистые бородавки окрашены в голубовато-серый цвет. Вдоль спины проходит двойная тёмная полоса, которая на седьмом - девятом сегментах расходится, охватывая светлое спинное пятно. Посредине 9 и 10 тергитов располагаются по одной маленькой красной бородавочке.
Кал гусениц монашенки имеет форму цилиндриков с шестью продольными бороздками. Длина кусочков кала несколько превышает их ширину. Кусочки хвоинок, из которых слагается кал, можно легко различить невооруженным глазом. По калу можно установить возраст гусениц, так как длина его кусочков равна ширине головы тех гусениц, которым принадлежит кал.

 
Куколки монашенки

Куколки длиной 1,5-2,5 см, бронзово-блестящие, бурые, с пучочками седых волосков на теле. Кремастер (последний брюшной сегмент) конический, продольно-морщинистый, увенчанный пучочком крючковатых щетинок на вершине, из которых две (иногда три и более) значительно длиннее остальных. Покрышки усиков, особенно у самцов, выпуклые. 
Куколка располагается без кокона между листьев или хвоинок, оплетённых шелковинками, в трещинах и щелях коры и других укромных местах, слегка заплетая себя шелковинками и удерживаясь на них крючочками кремастера.

 
Фенология:

Первый год развития:  

лёт бабочек - июль (2,3), август (1,2); 
яйца - июль (2,3), август - март (1-3);

Второй год развития

яйца - апрель (1-3), май (1); 
гусеницы - апрель (3), май, июнь (1-3), июль (1,2);
куколки - июнь (3), июль (1-3); 
лёт бабочек - июль (2,3), август (1,2).

Примечание: в скобках указаны декады месяца.

Гусеницы монашенки, дающие самцов, при своём развитии линяют четыре раза и проходят пять возрастов, а дающие самок - линяют пять раз и проходят шесть возрастов.         

Возрасты гусениц различают по ширине головы в мм. С первого по шестой возраст ширина головной капсулы составляет соответственно 0,5; 1,0; 2,0; 3,0; 4,0; 5,0 мм.

Развитие яиц начинается при температуре +8°С и более (порог развития). 
При температуре +15+24°С оно может длиться от 8 до 4 дней, а при температуре +8°С - затянуться почти до месяца.

Высокая относительная влажность воздуха (80-90%) ускоряет развитие яиц.

Развитие гусениц быстрее  всего протекает при температуре +21+28°С и заканчивается за 52-41 день, при температуре +15°С затягивается до 3 месяцев.

Колебания относительной влажности мало сказываются на развитии гусениц. 

Для полного развития гусениц требуется сумма среднесуточных температур 800°С (термальная константа), считая, что развитие протекает при среднесуточных температурах, превышающих +6+7°С (порог развития).

В течение своей жизни каждая гусеница, имеющая шесть возрастов и дающая самок, съедает на ели от 6 до 8 г хвои, а на сосне - от 7 до 10 г. 
Гусеницы, имеющие пять возрастов и дающие самцов, съедают на 1/3 меньше. 
Помимо этого, каждая гусеница роняет на землю до 0,5 г огрызков от еловых хвоинок и свыше 1 г сосновых, так как гусеницы не едят самой жёсткой вершинной части хвоинок, а это ещё более увеличивает наносимый ими вред. 
На лиственных деревьях они часто не съедают и верхушек листа, которые также падают на землю.


Вспышки массового размножения монашенки в одном и том же насаждении чаще всего продолжаются в течение 8 лет, из которых 3 года приходится на вторую фазу вспышки. При более благоприятных условиях они могут сокращаться до 7 лет с типичной 2-летней продолжительностью второй фазы, а могут и, наоборот, затягиваться до 9, по-видимому, даже до 10 лет за счёт медленного роста численности вредителя на второй фазе при неблагоприятных условиях его развития и размножения.

Прерывать вспышку могут сильные зимние морозы, вызывающие гибель зимующих яичек. 

Вторым критическим периодом является возврат отрицательных температур весной после выхода гусеничек из яичек. 

Меры борьбы: 

Химическая борьба с шелкопрядом-монашенкой целесообразна только в хвойных насаждениях. При массовом размножении вредителя борьбу осуществляют авиационно-химическим способом путём опрыскивания насаждений инсектицидами. 
Опрыскивание следует проводить сразу после подъёма гусениц в кроны. 

Установка феромонных ловушек.
 
Использование клеевых колец ранней весной.
 
Сбор и уничтожение яиц, гусениц и бабочек.
 
Привлечение насекомоядных птиц в сады и леса.
 
Применение биологических пестицидов.
 
Использование энтомофагов.
Состав паразитокомплекса монашенки весьма обширен. Наибольшее практическое значение имеет сравнительно недавно интродуцированный в некоторые регионы России яйцеед оэнциртус - Ooencyrtus kuvanae (Hymеnoptera, Encyrtidae).  
В лесах южной тайги на европейской территории России, а также в Сибири яйцееды в популяциях монашенки ранее не были известны. 
Оэнциртус широко известен как активный и весьма эффективный паразитоид, способный уничтожать значительную часть яиц непарного шелкопряда и ряда других фитофагов. 
Впервые он описан в США по материалам, полученным из Японии, и с  1917  года считается успешно акклиматизировавшимся. С  этого времени паразитоид широко интродуцирован в разные страны. 
Известно, что он способен паразитировать большую долю яиц в конкретных участках леса. 
Яйцеед был интродуцирован в Москве в конце  1980-х годов. В леса Московской области яйцеед попал в 1988 году, в 2013 году его обнаружили на востоке области на расстоянии 90-100 км и на западе -   на расстоянии  140 км. Так, в кладках шелкопряда-монашенки, собранных осенью  2013  года в действующих очагах 34 массового размножения на территории Московской области, около 40 % яиц оказалось уничтожено яйцеедом
В  2014  году зафиксирован высокий уровень паразитизма яиц. В результате, не достигнув максимального развития вспышки, численность монашенки стала сокращаться. 
 
Применение бактериальных препаратов в этом же году на части очагов способствовало ещё большему снижению численности особей фитофага. В результате этого осенью 2014 года в собранных немногочисленных кладках монашенки не оказалось здоровых яиц.
В разных частях Московской области от яйцееда погибло свыше 90 % яиц монашенки.
Это привело к полному затуханию вспышки массового размножения монашенки в регионе.
Анализ кладок монашенки в очагах других регионов позволил установить, что яйцеед распространился от места своего выпуска в  1988  году на восток до лесов Нижегородской области и Мордовии, тогда как в западном направлении он не продвинулся на такое же расстояние.  
Таким образом, спустя 25 лет после интродукции, яйцеед Ooencyrtus kuvanae, стал важным регулирующим фактором в лесах и сумел распространиться на восток более, чем на  600  км, а на запад  -  примерно на 200 км.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий