Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в небольшой
деревушке на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое
сыновей: Франсиско был младшим. Образование братьев было поверхностным, потому
Франсиско Гойя всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала
в Сарагосу. Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в
ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу, у которого учился около 3
лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры. Свой первый официальный
заказ Франсиско получил именно в эти годы - от местной приходской церкви. Это
была рака для хранения мощей.
В 1763 году Гойя переехал в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую
академию Сан-Фернандо, но потерпел неудачу. Вскоре Гойя стал учеником придворного
живописца Франсиско Байеу, затем он женился на его сестре. В 1771 году он
принял участие в конкурсе, проводившемся пармской Академией художеств и получил
вторую премию за историческое полотно, главным героем которого стал
легендарный Ганнибал. В 1774 году Гойя приступил к первой серии
картонов для Королевской шпалерной мануфактуры. Работа над картонами
была основной для Гойи до 1780 года. В 1780 году Гойю приняли в Королевскую академию. Пропуском
туда послужила исполненная в академическом стиле картина «Распятие Христа». Затем, в 1785 году, Гойя стал вице-директором
живописного отделения академии. Король Карл IV пожаловал ему почётный титул придворного художника. Гойя присоединил
к своей фамилии аристократическую приставку «де». Гойя пишет официальные и
парадные портреты, портреты друзей и
родственников, а также автопортреты.
Чаще всего Гойя писал поясные портреты (или изображал только голову и плечи),
однако есть у него и несколько портретов, написанных в полный рост. Гойя стал
модным среди мадридской аристократии художником-портретистом, но продолжал
работать и для церквей. Он пишет знаменитый алтарный образ «Святой Бернадин Сиенский, проповедующий
перед Альфонсом V Арагонским».
Зимой 1792-93 годов Гойя перенёс загадочную болезнь (возможно, это был менингит
или отравление ядом), глохнет. После этого в его творчестве стали преобладать странные
и страшные образы, порождённые фантазией. Гойя проявляет острый интерес ко
всему, что составляет тёмную сторону жизни.
В 1795 году Гойя стал директором
живописного отделения Королевской академии. Гойя занимается рисунком, гравюрами
и офортом (гравюра на металле). Гойя был одним из самых искусных и оригинальных
художников-граверов своего времени. Первая серия из 80 офортов с общим
названием «Капричос», была опубликована
в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и
реальности и новизной художественного языка. Самой известной работой серии
является «Сон разума рождает чудовищ».
К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798),
выполненное им всего за три месяца. В эти же годы художник создал целый ряд портретов.
Среди них - портрет герцогини Альбы. Считается, что именно она позировала Гойе
для знаменитой «Махи обнажённой». В период 1810-20 гг. Гойя создаёт серию из 82
гравюр «Бедствия войны». В 1820 Гойя
начинает работать над серией офортов с кошмарными образами «Чёрные картины».
Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16
апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах перевезли и захоронили на родине.
Шедевры:
- групповой портрет королевской семьи «Семья короля Карла IV»;
- «Похороны сардинки»;
- «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»;
- «Восстание на Пуэрто-дель-Соль»;
- «Герцогиня Альба в мантилье»;
- «Соломенная кукла»;
- серия «Чёрные картины» («Сатурн, пожирающий собственных детей», «Пёс» и другие).
«Семья короля Карла IV» (1800 год):
"Портрет королевы Марии Луизы Пармской" (1800 год):
"Каэтана Альба" (1789 год):
"Маха одетая" (до 1802-1805 гг.):
"Автопортрет":
"Портрет маркизы Санта-Крус" (1805 год):
"Портрет маркизы фон Виллафранка" (1804 год):
Комментариев нет:
Отправить комментарий