Страницы

пятница, 6 марта 2020 г.

Расцвет цветоводства в 19 веке (однолетники, тайный язык цветов, "чугунное растение" и многое другое) - 2



  ВНИМАНИЕ!!!

Убедительная просьба при копировании моих работ давать ссылку на данный блог (ссылка с точным адресом страницы оригинального текста).

Спасибо за понимание.




Британская художница Джейн Мария Боукетт (Jane Maria Bowkett, 1837-1891 гг.), "Молодая леди в оранжерее" (1870-1880 гг.):


С конца 1860-х годов до конца 19 столетия было популярно ежегодное выращивание однолетних растений. Садоводам викторианского периода  большое наслаждение доставляли однолетние и тропические растения в садах, высаживаемые в виде замысловатых узоров, напоминающие ковры или часы, или разные объекты и события; или в виде больших фигур или форм из одного вида и / или цвета растений.



 
Image - https://arnosvale.org.uk


Вероятно, современным садоводам, предпочитающим многолетние растения однолетним и идею "малоуходного сада",  трудно понять викторианскую концепцию однолетнего садоводства. 
Викторианцев привлекала идея создать сад, в котором самые разнообразные растения будут цвести всё лето. 

 
Image - https://fineartamerica.com


Викторианцы относились к выбору растений не очень серьёзно. Они старались посадить всё, что смогли найти.
В саду той эпохи росли и розы, и гвоздики, и седумы, и ароматные травы: лаванда, тимьян.




В 1840 году вышла книга английской писательницы Джейн Лоудон (Jane Wells Webb Loudon, 1807-1858 гг.) "Gardening For Ladies" («Садоводство для леди»), которая ознаменовала собой превращение садоводства из чисто мужского зантия в то, что может нравиться и женщинам, и вообще всем классам общества.
Кстати, Джейн Уэллс Уэбб Лоудон является пионером научной фантастики. Она писала, по сути, научно-фантастические книги ещё до того, как был изобретён термин (science fiction); в течение столетия её обсуждали как писателя готической фантастики, фантастики или ужасов. Она также создала первые популярные руководства по садоводству, но, в отличие от специализированных садоводческих работ, в легкодоступной форме, понятной людям без биологического образования. К тому же книги Джейн Лоудон были прекрасно иллюстрированы.

Джейн Лоудон:
 
Image - https://en.wikipedia.org


Рисунок из книги Джейн Лоудон "The Ladies' Flower-Garden of Ornamental Annuals" (1842 год):


Image - https://en.wikipedia.org


Некоторые иллюстрации из книг Джейн Лоудон:
 



 
Цветы имели свой "язык".

Представьте себя на мгновение владельцем элегантно обставленного дома в викторианском стиле. И вот у дверей вашего дома появляется посыльный и вручает небольшой букет, обвязанный лентой.
Во-первых, будьте уверены, - этот букет наверняка собран в чьём-то саду лично. Во-вторых, послан хозяином сада не просто так, из хорошего расположения к вам.
Вы должны не просто порадоваться подарку и поставить его в подходящую вазу, а как обеспеченный викторианец 19 века, расшифровать тайное значение цветочного послания.


Язык цветов (флориография) — символика, значение, придаваемое различным цветам для выражения тех или иных настроений, чувств и идей. В Викторианскую эпоху язык цветов использовали для тайного выражения чувств, в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто. 
Увлечение флориографией в Европе было положено ещё женой британского посла в Турции леди Мэри Уортли Монтегю (Mary Wortley Montagu, 1689-1762 гг.), поэтом-феминисткой. В письмах, которые она писала домой из Константинополя в 1717 и 1718 годах, не только приводились доводы в пользу прививки от оспы, но и содержали восторженное описание турецкого селама («привет») - секретного языка цветов, используемого умными женщинами из гаремов для любовной переписки под носом охранников. Письма леди Монтегю, опубликованные в 1763 году, сделали её знаменитой.  


Леди Мэри Уортли Монтегю (1739 г.):

   

Кстати, австрийский историк-востоковед, переводчик и исследователь истории Османской империи Йозеф фон Гаммер-Пургшталь (Joseph von Hammer-Purgstall, 1774-1856 гг.), считал, что леди Монтегю либо неправильно поняла "селам", либо излишне романтизировала популярную рифмованную игру того времени.
Но как бы там ни было, экзотический Восток, полный странных обычаев, сексуальные гаремы и восточные женщины, секретное общение между любовниками привлекали к себе внимание и интерес представителей высшего класса, и тайный язык цветов быстро завоевал популярность у европейцев.


Французский художник Эмиль Вернон (Paul Émile Vernon, 1872-1920, гг.):



Если букет составлен из люпинов, мальв, белого вереска и растений кукушкина цвета обыкновенного (Lychnis flos-cuculi), то пославший впечатлён вашим творческим умом и желает вам удачи во всех ваших амбициях. 



  
Букет из двуцветных полосатых гвоздик говорил "Не бойся!", гортензия означала, что вы бессердечны, дельфиниум - надменны, олеандр - "остерегайтесь моей мести", лядвенец рогатый (Lotus corniculatus) - скрытую агрессию и мстительность, а базилик вообще "я вас ненавижу".

Букетик из герани означал вопрос "можно ли рассчитывать на следующий танец с вами?".

Дома любили украшать букетами из гвоздик, тюльпанов, маргариток, георгинов, лилий и многих других растений. Розы также были весьма популярными в викторианскую эпоху. 



Растения высаживали не только на клумбы в садах, но и в вазы, урны, корзины, вазоны и ящики, изготовленные  из различных материалов. Контейнеры для посадки растений были продуманные и красивые, но не настолько, чтобы затмить посаженные цветы.





На раннем этапе викторианского периода цветочные композиции отличаются насыщенностью цветов и оттенков; предпочтение отдавалось таким цветам, как красный, фиолетовый и королевский синий в сочетании с золотым.  
В 1840-е годы цветочные композиции строились на ещё более ярких цветах в сочетании с серебристым.
Композиции отличаются выдающейся эстетической красотой и элегантностью. 
Ближе к концу викторианской эпохи наблюдается уже более упрощённый подход к построению цветочной композиции.


Смотрите также тему:

Викторианский сад
 

Из книги 1855 года "Словарь Флоры" (Flora’s Dictionary):
 

Австрийская роза означала «ты прекрасна», «ты - всё, что  мне мило»:

Приглашение на танец:


Из книги Роберта Тайэса (Robert Tyas) "The Language of Flowers: Or, Floral Emblems of Thoughts, Feelings, and Sentiments" ("Язык цветов: или Цветочные эмблемы мыслей, чувств и чувств", 1869 год); этот букет говорит о том, что «ваша скромность и дружелюбие внушают мне самую тёплую любовь»:

Пеларгонии - одно из самых популярных декоративно-цветущих горшечных растений 19 века.

Большинство диких видов пеларгонии родом из Южной Африки. Первая запись о культивировании пеларгонии датируется 1631 годом (коллекция знаменитого садовода Джона Традесканта (John Tradescant)).

К началу 18 века пеларгонии росли в ботанических садах и в частных коллекциях богатых коллекционеров по всей Европе. 



Терракотовые горшки с пеларгонией 'Scarlet Unique', выведенной в начале 1800-х годов:
 
Image - https://www.nationaltrust.org.uk


Когда селекционеры поняли, что пеларгонии очень легко гибридизируются, то среди них даже появилась конкуренция - кто получит сорта с наиболее интересными цветками и необычным рисунком или запахом листьев. Пик гибридизации пеларгоний пришёлся на викторианскую Англию.

Image - https://fineartamerica.com



К концу 19-го века пеларгонии активно использовались в качестве комнатных растений и были настолько широко распространены, что были доступны уже почти каждому. 


Пеларгонии викторианского периода:


Другое любимое горшечное растение - фуксия.

Фуксии впервые появились в европейских садах около 1700 года благодаря французскому монаху и ботанику Шарлю Плумье (Charles Plumier, 1646-1704 гг.), который открыл множество растений на Карибских островах и в Южной Америке. 
В 1695 году во время своего третьего путешествия в поисках хинного дерева (хинина) по поручению короля Людовика XIV Плумье обнаружил и описал новое растение, которое он нашёл в предгорьях Эспаньолы (ныне остров Гаити). В 1703 году Плумье представил это растение, назвав его Fuchsia triphylla (фуксия трёхлистная) в честь Леонарда Фукса (Leonhard Fuchs, 1501-1566 гг.), немецкого ботаника, врача, учёного и одного из «отцов ботаники», которым Плумье восхищался.  

Первая фуксия появилась в Лондоне только в 1788 году (Королевский ботанический сад в Кью).
 
Фуксии, благодаря необычным ярким цветам, быстро стали популярными в садах по всей Европе. 

Фуксии выращивались в оранжереях. Сначала это были видовые растения. Потом начался бум селекции фуксий
В 1848 году во Франции вышла книга Феликса Порте (Felix Porte), посвящённая фуксиям, в которой перечислялись 520 сортов (в настоящее время насчитывается уже более 8000 гибридов и сортов). 
Но вплоть до Первой мировой войны у большинства сортов фуксий цветки не отличались крупными размерами. Только в 20-30-е годы, когда селекцией фуксий занялись в Америке,  размер цветов резко увеличился.
 
Image - https://www.gardenia.net
 
В затенённых гостиных и в зимних садах держали самые неприхотливые, теневыносливые растения с красивой листвой: пальмы, монстеры с огромными листьями, сингониумы, растения семейства Марантовые, наиболее выносливые папоротники, алоказию, диффенбахию, филодендрон, спатифиллум и стрелицию.


Особо нежные растения высаживали в ящики Уорда (смотрите 1 часть - Расцвет цветоводства в 19 веке (птеридомания, стеклянные ящики Уорда и многое другое) - 1), в оконные цветочные витрины или в оранжерею (если, конечно, хозин мог её себе позволить). 

Но вообще в 1800-е годы комнатным растениям было нелегко. Тогда во многих викторианских домах для освещения использовался газ, а для отопления и приготовления пищи - уголь. Газовые фонари производили токсичные пары, которые вызывали у обитателей головную боль и тошноту, в помещениях наблюдались почерневшие потолки, обесцвеченные занавески, а металлические поверхности быстро ржавели. Кроме того, пары газа оставляли слой сажи на каждой плоской поверхности. Загрязнение воздуха продуктами горения угля ещё больше ухудшало ситуацию.
Большинство комнатных растений в таких условиях увядали.
Только два особенно выносливых растения могли выживать в мрачной среде викторианского дома - пальма кентия (ховея) и аспидистра. Эти два растения, особенно аспидистра, стали "опорой" комнатного цветоводства, их можно было встретить в каждом викторианском салоне, гостиной, фойе и бальном зале. 


Невеста и её гости в окружении растений (позади - пальмы ховеи); примерно 1897 год:
 
Image - https://www.amusingplanet.com


Пальмы - очень популярные растения в 19 веке:
 
Image - http://www.lamerti.com
 


Ховея Форстера (Howea forsteriana) приобрела большую популярность как комнатное растение в Европе и Соединённых Штатах именно в викторианскую эпоху.
Ховея Форстера / Кентия Форстера (Howea forsteriana, Kentia forsteriana) стала типичным растением для гостиных, начиная с 1870-х годов, когда впервые начался экспорт семян этого вида пальмы с австралийского острова Лорд-Хау. 
Растение выдерживает слабое освещение, низкую влажность воздуха, плохое качество воздуха и пониженную температуру воздуха (то есть такие условия, в которых другие виды пальм растут плохо). 


Другая причина популярности ховеи связана с именем королевы Виктории, которая держала данные пальмы во всех своих домах и даже оставила специальные инструкции для своих похорон, в которых указала, что при прощании с ней вокруг гроба должны стоять пальмы кентии.
Благодаря такой своеобразной связи с королевской семьёй и тому факту, что кентии были довольно дорогими растениями, держать дома ховею считалось престижным.

М.И. Антонов «Зимний сад Зимнего дворца в Петербурге» (1840 год):



Французский художник Шарль Жиро (Charles Giraud (Sébastien Charles Giraud), 1819-1892 гг.), "Зимний сад в доме Матильды Бонапарт":




Аспидистра (ареал - Япония, Южный Китай, Тайвань), впервые привезённая из Китая в 1823 году, вскоре получила народное название cast-iron-plant («чугунное растение») за свою необыкновенную выносливость и способность выживать в самых затенённых и загрязнённых дымом (от угольного отопления) английских домах викторианской эпохи.


Аспидистра - интересное растение. 
Аспидистра - медленно растущее вечнозелёное многолетнее растение с блестящими тёмно-зелёными листьями.
Аспидистра способна выдерживать сильное затенение (но чувствительна к яркому солнечному освещению), пересушивание почвы, высокую температуру воздуха и вообще экстремальные колебания температуры, недостаточный уход и загрязнённый воздух в помещении (от сжигания угля или природного газа), устойчива против большинства вредителей.
 
Images - https://www.amusingplanet.com


Пик популярности аспидистры высокой (Aspidistra elatior) как комнатного декоративно-лиственного растения пришёлся на середину-конец викторианской эпохи.
Аспидистра в домах британцев была настолько обычным явлением, что стала «символом скучной респектабельности среднего класса».


 
Images - https://www.amusingplanet.com


Джордж Оруэлл (George Orwell, 1903-1950 гг.) в своём социально-критическом, сатирическом романе «Keep the Aspidistra Flying» (в России название "Да здравствует фикус!"), опубликованном в 1936 году, использует аспидистру как символ душности общества среднего класса в викторианский период.
Главный герой романа Гордон Комсток (Gordon Comstock) считает, что аспидистра - необходимый символ для поддержания респектабельности среднего класса.
В 1938 году появится песня "The Biggest Aspidistra in the World" ("Самая большая аспидистра в мире"), которую будет исполнять британская певица и актриса Грейси Филдс (Gracie Fields, 1898-1979 гг.). В военное время песня станет особенно популярной. 
Слово «Аспидистра» даже станет кодовым названием очень мощного (600-киловаттного) радиопередатчика британской сектретной службы, использовавшегося в целях пропаганды против нацистской Германии во время Второй мировой войны. 

 
Image - https://www.amusingplanet.com
 


В викторианскую эпоху примула китайская (Primula sinensis) стала очень популярным комнатным растением.
Привёз её в Англию из Китая в 1821 году известный капитан Роус (Richard Rawes); он же ввёз в Англию камелии (Camellia reticulata, Camellia sasanqua var. stricata).



Вообще эта примула имеет загадочное происхождение, так как в дикой природе не было найдено ни одно растение этого вида.  Вполне возможно, что примула китайская очень долго культивировалась в садах Китая, а все дикие растения за это время подчистую были собраны людьми.

От примулы китайской получили огромное количество форм и сортов: с бахромчатыми лепестками, с разной степенью изрезанности листьев и цветами практически всех окрасок, кроме жёлтой.

 Image - https://japaneseflowergarden.tumblr.com

Image - https://fineartamerica.com


Кринодендрон Гукера (Crinodendron hookerianum) был впервые привезён в Англию из Чили в 1848 году известным охотником за растениями и коллекционером Уильямом Лоббом (William Lobb, 1809-1864 гг.) из Эксетера. 
 
Image - https://en.wikipedia.org

Ранее (в 1845 году) он же привёз из Чили для королевы Виктории настурцию прекрасную (Tropaeolum speciosum).
 Image - https://blog.hrp.org.uk

 
Уроженец Японии и Китая, известный как "японский кедр" (Japanese cedar) - криптомерия японская (Cryptomeria japonica) - появился в Британии благодаря английскому ботанику Роберту Форчуну (Robert Fortune, 1812-1880 гг.).

 
Image - https://blog.hrp.org.uk  

Другой знаменитый викторианский охотник за растениями Эрнест Генри Вильсон (Ernest Henry Wilson, 1876-1930 гг.) привёз в Великобританию небольшое лиственное деревце дёрен китайский (дёрен японский, Cornus kousa). Сначала это растение появилось в конце 19 века в Соединенных Штатах (город Бостон).

 
Image - https://en.wikipedia.org
 

Интересна история появления в Великобритании пальмы трахикарпус Форчуна (Trachycarpus fortunei). Эта пальма произрастает в Китае, Индии и Японии. Немецкий врач и естествоиспытатель Филипп Франц фон Зибольд (Philipp Franz Balthasar von Siebold, 1796-1866 гг.) был первый, кто привёз растение из Японии в Европу в 1830 году. Однако в Англии пальма появилась только в 1849 году: Роберт Форчун вывез растения контрабандным путём из Китая для сада Кью; пальмы он вручил принцу Альберту, мужу королевы Виктории.

 
Image - https://blog.hrp.org.uk
 
Французский коллекционер Виктор Консидеран  (Victor Considerant, 1808-1893 гг.) был первым, кто привёз агаву королевы Виктории (Agave victoriae-reginae) в Европу из Мексики в 1872 году, но, к сожалению, этот единственный образец следующей зимой был залит и погиб.
В 1874 году Консидеран  снова привозит из Америки агаву, но на этот раз уже не одно, а двенадцать растений. Самое крупное растение было высажено в Саду растений (Jardin des Plants) в Париже.  
Поскольку на тот момент данный вид не имел ещё собственного названия, было предложено назвать агаву в честь королевы Виктории.

 
Image - https://blog.hrp.org.uk
 

 
Image - https://fineartamerica.com


 
Image - https://dustyoldthing.com


Викторианская эпоха была настоящим золотым веком для садоводов Британии. 
Это время активной селекции растений.
Если вы посмотрите журналы, книги и каталоги питомников того периода, то поразитесь огромному количеству как видовых растений, так и сортов, широко выращиваемым в то время (большинство сортов (даже вполне выносливых), увы, теперь утеряны).
Да, большое количество растений выращивались тогда в зимних садах и оранжереях, но и ассортимент садовых растений расширился именно в то время.   


 
Image - https://fineartamerica.com
 





Теперь поговорим об утратах достижений цветоводства 19 века, частичных и полных, на примере нескольких родов растений.

Некоторые растения, популярные в 19 веке, перестали быть столь же востребованными в более поздний период, хотя при желании их можно всё ещё найти. Например, пиретрум розовый (Pyrethrum roseum).

«Хризантема для бедняков» - так называли пиретрум розовый в рекламе каталога британского питомника «Келвейс» за 1898 год.

«Нет более заметных цветов, чем у многочисленных сортов, чем у примечательного вида Pyrethrum roseum... очень легко выращиваемого и при этом такого красивого... заполняющего сады очень ярким цветом».


 

Пиретрум розовый (теперь - танацетум,
Tanacetum roseum) всё ещё можно найти в продаже (обычно в виде семян). Но если в конце 19 и начале 20 веков насчитывалось десятки сортов, то сейчас их не более 10 всего.




Недостаток пиретрума заключался в том, что его постоянно необходимо обновлять. Такие растения быстро исчезают как в садах, так и в торговле, если они становятся немодными.

Еще одна "ромашка", которая была чрезвычайно популярна в тот период и которая имела тот же недостаток, что и пиретрум - гайлардия остистая (Gaillardia aristata). 


Каталоги 19 века посвящали ей не одну, а очень много страниц с описанием сортов.


 

Эпакрис (Epacris), австралийское растение семейства Вересковые, ожидала ещё более печальная судьба.
В 19 веке эпакрис был довольно популярным растением, его выращивали в прохладных теплицах и оранжереях; к концу викторианской эпохи насчитывалось 20 сортов эпакриса (включая сорта эпакриса крупноцветкового - Epacris grandiflora).



Ни сохранилось ни одного сорта, они исчезли безвозвратно. 
Более того, растения данного рода почти не выращиваются на родине, в Австралии и Новой Зеландии.

 
Image - https://fineartamerica.com









   ВНИМАНИЕ!!!

Убедительная просьба при копировании моих работ давать ссылку на данный блог (ссылка с точным адресом страницы оригинального текста).

Спасибо за понимание.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий