суббота, 29 февраля 2020 г.

Расцвет цветоводства в 19 веке (птеридомания, стеклянные ящики Уорда и многое другое) - 1



ВНИМАНИЕ!!!

Убедительная просьба при копировании моих работ давать ссылку на данный блог (ссылка с точным адресом страницы оригинального текста).

Спасибо за понимание. 






Мода на комнатные растения достигла своего пика в 19 веке, когда в Европу со всего мира было завезено огромное количество видов тропических и субтропических растений. 

  



Аспидистра, впервые привезённая из Китая в 1823 году, вскоре получила народное название cast-iron-plant («чугунное растение») за свою необыкновенную выносливость и способность выживать в самых затенённых и загрязнённых дымом (от угольного отопления) английских домах викторианской эпохи.
Лондонцы (средний класс и знать) начали топить очаги углём еще в XIII веке и продолжали всю викторианскую эпоху, так что основным источником загрязнения служили не трубы заводов, а уютные камины и кухонные печи.



К середине 19-го века значительно выросли объёмы торговли оранжерейными растениями.
Общественные ботанические сады, например, такие как теплица Палм Хаус (Kew’s Palm House, центральное сооружение комплекса ботанического сада в Кью), открывшаяся в 1840 году, стали источником вдохновения для любителей растений.  
Книги и журналы по садоводству активно продавались вместе с руководствами по декоративному оформлению интерьеров домов, в которых комнатным растениям отводилась большое значение.
 
Алджерина Пековер:
Image - http://www.nationaltrustcollections.org.uk


Алджерина Пековер (Algerina Peckover, дочь зажиточного банкира Элджернона Пековера (Algernon Peckover) и Присциллы Александер (Priscilla Alexander),1841-1927 гг.) - британский коллекционер растений, пожертвовавшая в 1904 году свою коллекцию папоротников из Мадагаскара гербарию Музея города Визбич / Уисбич (Wisbech Herbarium (Wisbech and Fenland Museum herbarium), Кембриджшир, Англия). 


Images - http://www.nationaltrustcollections.org.uk



Алжерина Пековер в оранжерее дома Sibald's Holme в Визбиче, недалеко от Peckover House (Кембриджшир, Англия):
 
Image - https://www.nationaltrust.org.uk


Хризантемы с крупными, растрёпанными цветами, аспидистры, пальмы и юкки были типичными домашними растениями в конце 19 века.
Но выше всех других цветов со второй половины 19 века ценились орхидеи. В обществе процветала настощая орхидеямания, подобная золотой лихорадке.  
Небывалое увлечение в Европе орхидеями положило начало экологической катастрофе. По мере того, как всё большее число людей желало заполучить в свою коллекцию орхидеи, охотники за растениями в дикой природе добывали и привозили всё больше и больше орхидей, тем самым уничтожая естественные популяции растений.

Джеймс Бэйтман:
 

Джеймс Бэйтман (James Bateman,
1811-1897 гг.), сын богатого промышленника, имел время и деньги, чтобы предаться своей страсти к растениям. В 1833 году, будучи ещё студентом в Оксфорде, он спонсировал экспедицию по поиску орхидей на северном побережье Южной Америки. Из 60 видов, привезённых в Британию, 20 были ранее неизвестными.
Садовод и коллекционер растений Джеймс Бэйтман является одним из первых разработчиков культуры орхидей. 

В возрасте 26 лет Джеймс Бэйтман начал издавать, вероятно, самую значительную книгу об орхидеях из когда-либо опубликованных - «The Orchidaceae of Mexico and Guatemala» ("Орхидные Мексики и Гватемалы", 1837-1843 гг.).
Поражают даже размеры и вес издания: 76,2 см x 58,8 см, 17 кг 240 г. Это одна из самых тяжёлых книг в истории книгопечатания. 
Стоила она 20 гиней. Выпускалась книга частями несколько лет (1837-1843 гг.) по подписке. В список подписчиков входили члены королевской семьи, аристократия и богатые коллекционеры орхидей.
Бэйтман был снобом, считающим, что выращивание орхидей есть, будет и вообще должно оставаться прерогативой высших классов общества.

Было напечатано 125 копий, но, как известно, до наших дней дожили только 55 экземпляров.

На одном из аукционов оригинальный фолиант работы Джеймса Бэйтмана "The Orchidaceae of Mexico and Guatemala" был продан за $ 250 000.
Британский пэр и политик Уильям Тэттон Эгертон, 1-й барон Эгертон (William Tatton Egerton, 1806-1883 гг.) был увлечённым коллекционером орхидей. Бэйтман был близким другом семейства Эгертон и поставлял им множество орхидей. Орхидеи размещались в специальных теплицах в имении Тэттон Парк (Tatton Park) в Чешире.

Tatton Park:
Image - https://en.wikipedia.org 

 
Кстати, в Тэттон Парке сохранился один из экземпляров книги Бэйтмана "The Orchidaceae of Mexico and Guatemala".

Кроме того, Джеймс Бэйтман создал один из самых необычных и значимых садов 19-го века в усадьбе Биддалф
Грейндж (Biddulph Grange) в Стаффордшире (Staffordshire).

 
Image - https://mix.com


Изначально Биддалф Грейндж представлял собой лишь небольшой домик приходского священника, построенный в тихом живописном месте. В 1840 году домик и прилегающую территорию приобрёл Джеймс Бэйтман, унаследовавший от отца – владельца крупных заводов – большое состояние. 
Он решил перестроить дом и заняться садом. В планировке садового участка Бэйтману активно помогал его друг Эдвард Уильям Кук (Edward William Cooke, 1811-1880 гг.), художник - пейзажист и маринист, архитектор.

Эдвард Уильям Кук:
 

Сад Биддалф Грейндж был разделён на несколько тематических частей. Самыми интересными из них были "Египет" и "Китай". 
Сад бурно развивался, интенсивно пополнялась его коллекция экзотических растений. Однако в 1861 году Бэйтман с сыновьями покинули усадьбу, которая без конца требовала значительных материальных вложений. Дом и сад остались заброшенными. Бэйтман переехал в район Кенсингтон (Лондон).



В 1871 году имение купил Роберт Хис (Robert Heath), а спустя 25 лет в результате пожара сгорел особняк и сильно пострадала вся прилегающая территория. Архитектор Томас Бауэр (Tomas Bower, 1838–1919 гг.) выстроил дом заново, но сад так и не был восстановлен полностью.
После 1896 года в здании долгое время располагалась больница. Садом в тот период почти не занимались. Для удобства пациентов на его территории сделали большую лужайку для прогулок в тёплое время года.
В 1988 году британская некоммерческая и негосударственная организация "Национальный фонд объектов исторического интереса или природной красоты" (National Trust for Places of Historic Interest or Natural Beauty, обычно называется просто National Trust - "Национальный фонд") получила право собственности на старое здание больницы и прилегающий участок. Началась долгая работа по восстановлению сада и самого здания. К 2007 году была проведена основательная реконструкция имения. В результате этого были полностью убраны следы многолетнего пребывания больницы, а садова территория восстановлена.

 


С 1850-х годов викторианскую Великобританию и большую часть англоязычного мира охватило безумное увлечение папоротниками.
Натуралист и писатель Чарльз Кингсли (Charles Kingsley, 1819-1875 гг.) даже придумал в 1855 году для него название - «птеридомания» (Pteridomania), соединив два слова: «птеридофиты» (группы споровых сосудистых растений) и «мания».  Впервые это слово появилось в его книге «Glaucus, or the Wonders of the Shore».




Если у вас есть зимний сад, то вы должны заполнить его чем-то. Папоротники соответствовали всем требованиям: имели декоративный внешний вид и одновременно хорошо приживались в искусственной среде. 

Птеридомания, или папоротниковая лихорадка (Fern-Fever) начала развиваться в конце 1830-х годов, но достигла своего апогея именно в 1850-х, растянувшись ещё на полвека. 
Это было время, когда учёные-ботаники и любители стали провялить всё больший интерес к растительности сельской местности Великобритании. 
Стоит отметить, что в эту эпоху особенно были популярны науки о природе: ботаника, химия и геология, что также способствовало развитию интереса у современников. 

Повальное увлечение папоротниками отразилось даже на викторианском декоративно-прикладном искусстве: в керамике, стекле, металле, текстиле, дереве, печати по бумаге и скульптуре.


Мода держать у себя дома папоротники распространилась далее - на домашнюю утварь, одежду и обои с изображением папоротника:


 

 

Интерес к цветам и папоротникам воспринимался как «соответствующее» увлечение для леди с пытливым умом, в отличие от «жёстких» естественных наук: философии, математики и химии. 
Впрочем, независимо от того, какое научное исследование папоротников провела женщина, она никак не могла быть признана в качестве учёного или исследователя. Истинная наука считалась прерогативой только мужчин; к примеру, английская детская писательница и художница Беатрикс Поттер (Beatrix Potter, 1866-1943 гг.) была экспертом английских грибов, но не получила академического признания за свою работу.



Американская детская писательница, юмористка и газетный обозреватель в 1850–1870-х годах Фанни Ферн (Fanny Fern) - Fern означает "папоротник"! (настоящее имя Сара Уиллис; Sara Willis, 1811-1872 гг.); Сборники детских рассказов «Листья папоротника из портфолио Фанни» (Fern Leaves from Fanny’s Portfolio, 1853 год) и «Маленькие папоротники для маленьких друзей Фанни»  (Little Ferns for Fanny’s Little Friends,1856 год):

 
Image - https://standrewsrarebooks.wordpress.com 
 

Викторианки коллекционировали и классифицировали папоротники, выращивали их, устраивали папоротниковые оранжереи, собирали гербарии, ставили папоротники в рамку и т.д. Были популярны, например, такие поделки – лист папоротника клали на бумагу, затем окунали щёточку в цветные чернила и брызгали поверх папоротника. Когда лист убирали, на бумаги оставался силуэт папоротника, обрамлённый цветными брызгами.

Многие мужчины относились к помешательству жён довольно снисходительно – чем бы дитя не тешилось.


Джордж Мортон (George Morton, 1851-1904 гг.), Эскиз (холст, масло):   


 
Коллекционирование папоротников было популярным по многим причинам. 
Во-первых, папоротники к началу 1840-х годов были относительно мало изучены в сравнении с другими растениями, а следовательно, изучать их - означает способствовать прогрессу в ботанике. 
Во-вторых, они росли в изобилии на западе и севере Англии, куда с развитием дорог было относительно просто добраться. Поэтому собирать и разводить папоротники было гораздо проще и дешевле чем, скажем, орхидеи

Чарльз Лиддердейл (Charles Sillem Lidderdale, 1830-1895 гг.), "Сбор папоротника", 1877 год:

 

Птеридоманьяки, объединившись в группы или же поодиночке, отправлялись в сельскую местность, где бродили по лесам в поисках папоротников.


"Сбор папоротников" (английская художница-акварелистка и иллюстратор Хелен Аллингем; Helen Allingham, 1848-1926 гг.); из "Иллюстрированных лондонских новостей" (The Illustrated London News), июль 1871 года:
 
Image - https://en.wikipedia.org 

 
Интерес подогревали издававшиеся в большом количестве книги для натуралистов-любителей. 
Охота за папоротниками стала увлекательным хобби для большого количества людей.

Реклама папоротников, папоротниковых ящиков и цветочных витрин в «Fern Book for Everybody»:
 
Image - https://standrewsrarebooks.wordpress.com 
 

Другое влияние на папоротниковую моду оказала Всемирная выставка 1851 года. Хрустальный дворец (гигантское здание из стекла и стали) имел огромный успех у общественности и положил увлечение зимними садами и, конечно, ящиками Уорда / Варда


 
 Image - https://ru.wikipedia.org



К сожалению, существовала проблема. Многие птеридоманы желали, чтобы их зелёные друзья росли не только в саду, но и украшали гостиные городских домов. 
Папоротники же предпочитают влажные, тенистые места с чистым воздухом, а вовсе не комнаты, душные от горящего газа и угольного дыма. Хотя некоторые виды и в таких условиях росли без особых проблем, но большиноство видов просто загибались. 
Изобретательные викторианцы нашли выход из положения – Wardian case (ящик Уорда), то есть поверх цветочного горшка надевали стеклянный колпак. Стекло защищало растение от дыма, сажи и пыли.




  Английский врач (а на досуге естествоиспытатель) Натаниэль Бэгшоу Уорд (Nathaniel Bagshaw Ward, 1791-1868 гг.) придумал специальную ёмкость для выращивания и транспортировки растений - ящик Уорда.


Натаниэль Бэгшоу Уорд:
 
Image - https://en.wikipedia.org  



Ящик Уорда делался из стекла, был доступен даже среднему классу, что давало возможность каждому обзавестись собственным зимним садом. 

Ящик Уорда, по сути, является ранним типом террариума и аквариума; это герметичный защитный контейнер для растений.

Стеклянные ящики Уорда широко применялись в 19-м веке для защиты растений, импортируемых в Европу из-за рубежа. До изобретения этого стеклянного контейнера подавляющее большинство привозных растений погибали во время длительных морских путешествий, что расстраивало учёных и ботаников-любителей того времени. 


Папоротниковый узор на печенье:
 
Image - https://standrewsrarebooks.wordpress.com



Лондонский доктор и коллекционер Натаниэль Бэгшоу Уорд (Nathaniel Bagshaw Ward, 1791–1868 гг.) изобрёл свой стеклянный ящик для комнатных растений в 1829 году после того, как впервые заметил интересный эффект герметически закрытого стеклянного контейнера в опыте с выращиванием бабочек из куколки.
Уорд поместил куколку бражника во влажную почву на дне бутылки, которую накрыл крышкой. Неделю спустя он заметил, что из почвы проросли папоротник и трава. Он с интересом продолжал наблюдать и увидел, что испаряющаяся влага в течение дня конденсируется на стенках бутылки, а к вечеру стекает обратно в почву, поддерживая таким образом постоянную влажность воздуха в закрытой стеклянной ёмкости 
Первые эксперименты Уорда с содержанием растений в стеклянных ящиках начались в 1830 году.

Натаниэль Бэгшоу Уорд:
  Image - https://www.lindahall.org




Стеклянный ящик, который Уорд использовал для выращивания бабочек и растений, стали широко использовать для перевозки растений в британские колонии и наоборот.

Растения перевозили в виде семян или клубней, увядающих корней и корневищ. Солёный воздух, недостаток света и свежей пресной воды, отсутствие необходимого ухода часто уничтожали все или почти все перевозимые растения. Часто гибли крупные партии  редких растений.

С появлением ящиков Уорда всё изменилось. Нежные молодые растения, содержащиеся в стеклянных ящиках, стало возможным не держать в тёмных трюмах, а выставлять на палубу. Здесь растения получали доступ к необходимому для них солнечному свету, но при этом не засыхали, так как им вполне хватало влаги от конденсата на стенках стеклянных ящиков.  Кроме того, стекло надёжно защищало растения от солёных брызг океана.


Джордж Лоддиджз:

 
 Image - https://ru.wikipedia.org

 


В 1833 году английский садовод Джордж Лоддиджз (George Loddiges, 1786-1846 гг.) использовал ящики Уорда для перевозки растений из Австралии, после чего заявил, что «раньше я терял девятнадцать из двадцати растений, которые перевозил во время плавания; теперь в среднем выживают девятнадцать из двадцати растений".


Поскольку Лоддиджз был вице-президентом Садоводческого общества (Horticultural Society), то ящики Уорда быстро стали популярными.

Первое испытание стеклянных ящиков доктор Уорд провёл в июле 1833 года, когда отправил два специально изготовленных стеклянных ящика, наполненных британскими папоротниками и травами, в австралийский Сидней.
Растения добирались в Австралию в течение нескольких месяцев, но по прибытии выяснилось, что они всё ещё находятся  в хорошем состоянии. 
В обратный путь в ящиках Уорда отправились несколько наиболее интересных австралийских аборигенных видов растений, которые ранее никогда не выдерживали транспортировку в далёкую Англию. 
И что же? Растения прибыли после бурного плавания вокруг мыса Горн в Великобританию в хорошем состоянии. 


Английский ботаник и путешественник Джозеф Долтон Гукер (Joseph Dalton Hooker, 1817-1911 гг.) был одним из первых исследователей растений, использовавших в 1841 году ящики Уорда для перевозки живых растений из Новой Зеландии в Англию во время кругосветного плавания вокруг Антарктиды на корабле "Эребус".


В 1842 году английский поэт Альфред Теннисон (Alfred Tennyson, 1809-1892 гг.) упомянул «хрустальные ящики» в своём стихотворении «Амфион» (Amphion).


Британский художник и иллюстратор Генри Вудс (Henry Woods, 1846-1921 гг.), "Собирательницы папоротника", 1872 год:



Английский ботаник и садовник Роберт Форчун (Robert Fortune, 1812-1880 гг.) именно в ящиках Уорда вывез контрабандой из китайского Шанхая в Британскую Индию 20 000 чайных растений, чтобы заложить чайные плантации в Ассаме. 

После того, как привезённые из Бразилии семена каучукового дерева проросли в отапливаемых теплицах Королевских ботанических садов Кьюь, сеянцы были успешно отправлены в ящиках Уорда на Цейлон (Шри-Ланка) и в Британскую Малайю для закладки каучуковых плантаций. 





Основными потребителями ящиков Уорда были викторианцы из высшего и среднего класса, которые могли позволить себе и дорогие импортные растения, и все необходимые принадлежности, оборудование для их содержания.

Ящики Уорда также стали неотъемлемой частью стильных гостиных в Западной Европе и США.


Сеймур Жозеф Гай (Seymour Joseph Guy, 1824-1910 гг.) "Борьба за букет в столовой семейства Роберта Гордона в Нью-Йорке" ("The Contest for the Bouquet: The Family of Robert Gordon in Their New York Dining-Room"), 1866 год:




В кабинетах и гостиных ящики Уорда размещали на столах возле окон или даже встраивали в окна снаружи или внутри здания (это были уже первые цветочные витрины).


 
Image - https://courtauld.ac.uk


Самый популярный и успешный писатель викторианской эпохи на тему садоводства и комнатного цветоводства Джеймс Ширли Хибберд (James Shirley Hibberd, 1825-1890 гг.), призывал своих читателей ставить ящики Уорда на специальные столики с красивыми резными ножками в виде арок, чтобы скучную «монотонность прямых линий нарушить».


Джеймс Ширли Хибберд:

 


Считается, что самым старым из сохранившихся ящиков Уорда является ящик, обнаруженный в 1999 году в сельском поместье Треготнан Хаус (Tregothnan House, Корнуолл, Англия). Он был сделан приблизительно в 1880 году.



В ящики Уорда чаще всего высаживали папоротники, привыкшие к высокой влажности воздуха и высокой температуре. Поэтому эти стеклянные контейнеры стали называть просто ящиками для папоротников (fern cases).

В ящиках Уорда можно было держать не только нежные заморские папоротники. Если избегать попадания на ящик прямых солнечных лучей, то можно создать прохладные, влажные условия, необходимые для папоротников родом из Британии. 


 
Image - https://en.wikipedia.org   




В 1842 году Уорд опубликовал книгу под названием «О росте растений в закрытых стеклянных ящиках» ("On the Growth of Plants in Closely Glazed Cases"). 


 
Image - https://www.lindahall.org


Был ли Уорд самым первым, кто додумался до изобретения стеклянного ящика? Нет. Шотландский ботаник Маконохи (A. Maconochie) создал подобный террариум почти десятью годами раньше, но не опубликовал ни одну работу по этому поводу. Поэтому Уорд считается единственным изобретателем "стеклянного ящика".

В 1852 году Уорд был избран членом Королевского общества. 




Доктор Уорд в 1854 году выступил с лекцией об открытом им способе сохранения растений в Аптекарском саду Челси (Chelsea Physic Garden) Королевского общества (Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе). 

Натаниэль Бэгшоу Уорд умер в городе Сент-Леонардс в Сассексе, похоронен на сельском Западном Норвудском кладбище. Точное месторасположение его могилы нгеизвестно.


 
Image - https://www.lindahall.org



Энтузиазм по поводу коллекционирования папоротников оказал огромное влияние на растительность Британских островов; некоторые дикие популяции до сих пор не восстановились.




Садоводы викторианской эпохи выращивали примерно 70 местных (британских) видов и естественных гибридов папоротников.

Разнообразие британских папоротников (1888 год):
 
Image - https://standrewsrarebooks.wordpress.com 
 




Ограниченное количество видов местных папоротников заставляло богатых коллекционеров спонсировать экспедиции охотников за растениями по всему миру.




Садоводов той эпохи особенно интересовали уродливые формы папоротников с необычным внешним видом.

Кочедыжник женский (Athyrium filix-femina) - нормальный, кристатный (гребенчатый) и перекрёстнолистный (cruciate). На 3 рисунке - Athyrium filix-femina 'Victoriae'




Перекрёстнолистная форма кочедыжника женского (Athyrium filix-femina) была найдена в 1861 году возле шотландского города Драймен у озера Лох Ломонд (Loch Lomond) и названа 'Victoriae' в честь королевы Виктории.

 
Были получены сотни сортов от диких папоротников. 
Например, были популярны различные сорта таких папоротников, как многорядник щетинковый (Polystichum setiferum), кочедыжник женский (Athyrium filix-femina) и костенец сколопендровый (Asplenium scolopendrium).

В этот же период была популярна селагинелла (Selaginella).

 

Первое британское птеридологическое общество начало свою деятельность под названием «Птеридологическое общество Западной Англии» ("West of England Pteridological Society") примерно в 1873 году. 
Однако в 1891 году на севере Англии в городе Кендале было сформировано новое птеридологическое общество, которое позже и стало настоящим британским птеридологическим обществом.

Стеклянный графин с выгравированным узором в виде листьев папоротника (приблизительно 1870 год):

 
Image - http://www.peterboyd.com

Садовая скамья 'Fern and Blackberry' («Папоротник и ежевика») с изображением папоротника чистоуста королевского (Osmunda regalis), около 1875 года (выпускались с 1858 года):

 
Image - http://www.peterboyd.com

Изображения папоротника на викторианском здании в городе Элгине (Шотландия):

 
Image - http://www.peterboyd.com
 

ВНИМАНИЕ!!!

Убедительная просьба при копировании моих работ давать ссылку на данный блог (ссылка с точным адресом страницы оригинального текста).

Спасибо за понимание.


Комментариев нет:

Отправить комментарий