понедельник, 24 февраля 2020 г.

Охотники за растениями





А теперь... я скажу тебе,  кто такой охотник за растениями. Это человек, посвятивший всё свое время и силы собиранию редкостных растений и цветов, — словом, тот,   кто сделал это занятие своей профессией. Это не просто ботаник —  хотя ему необходимо обладать знанием ботаники, — это скорее тот, кого до сих пор называли «ботаник-коллектор». 

«Охотники за растениями», Майн Рид.





В XV веке в истории человечества начался период, названный учёными периодом великих географических открытий. В течение двух веков европейцы (голландцы, португальцы, испанцы, англичане) открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых путей и товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. 
Подобные экспедиции почти всегда сопровождали профессиональные ботаники или врачи, совмещающие медицинскую практику с ботаническими исследованиями. 
Именно их силами и стараниями за 100 лет количество видов растений, привезённых в Европу, увеличилось в 20 раз. Они старались доставить на родину как можно больше представителей флоры, используемых в пищу и в лечебных целях. 

В это время в Европе открываются первые ботанические сады в Италии (во Флоренции, Пизе, Падуе), Нидерландах (в Лейдене, позднее в Амстердаме), Англии (университетский ботанический сад в Оксфорде), Германии (в Лейпциге, Кельне), Испании (в Мадриде).
Привезённые заморские растения составляли основу коллекции европейских ботанических садов, становились демонстрационным пособием для обучения студентов медицинских университетов и базой для проведения научно-исследовательских экспериментов.

Собирательство и коллекционирование продолжилось и в XVIII-XIX веках, особенно в Викторианскую эпоху (1837-1901 гг.). При этом интерес переместился от полезных с точки зрения кулинарии и медицины растений в область коллекционирования и ландшафтного дизайна. Так, например, только в Англии в период с 1750 по 1850 годы число растений, используемых в озеленении увеличилось с 1000 до 20 000 видов.

У английских ботаников-собирателей большой интерес вызывала флора Северной Америки, где произрастали виды не только красивые, но и способные произрастать в сложных климатических условиях Британии. 

Из Северной Америки в разные страны были завезены гортензия древовидная, магония, туя западная, ель колючая, лириодендрон тюльпанный, некоторые виды магнолий, липа разнолистная, катальпа, гледичия, юкки, каликанты

Спустя годы в своём романе “Охотники за растениями” М. Рид напишет:
«С его помощью [охотника за растениями] Англия - холодная, туманная Англия - превратилась в сад, полный цветов, более разнообразных и ярких, чем те, какие цветут в знаменитой долине Кашмира. Многие красивые деревья, придающие прелесть нашему пейзажу, большинство прекрасных кустов, украшающих наши виллы и коттеджи, - плоды его трудов».

Далеко не всегда охота за растениями была только делом науки и учёных.  
На продаже экзотических растений можно было сколотить целое состояние. Недавно найденные и привезённые в Европу экзотические растения ценились очень высоко.

Интересна, например, история с араукарией чилийской (Araucaria araucana). 
Данное растение было первым описанным в 1782 году видом рода Араукария. Итальянский ботаник Х. Молина ошибочно назвал её «сосна араукская»

Её семена долго хранились, растения хорошо приживались в открытом грунте в странах с субтропическим климатом, а также в оранжереях ботанических садов и частных коллекциях.

Через 50 лет после её открытия и ввоза в Европу, одно молодое растение могло стоить в Англии порядка 5 фунтов стерлингов. В середине XIX века это был размер годового жалования горничной. Поэтому только люди состоятельные могли позволить себе экзотические новинки с других континентов.  

Торговля заморскими растениями в Европе стала целой индустрией, что естественно приводило к развитию садоводства, цветоводства, оранжерейного хозяйства. 

Но охотники за растениями должны были обладать определёнными навыками, а именно, правильного сбора семян и вегетативных органов растений, а также умением их сохранить в долгих морских экспедициях.

Охотников за растениями было так много, что в наши дни сложно бывает определить первого «поставщика» некоторых видов растений в Европу.

К сожалению, многие охотники за растениями трагично завершили свою жизнь. Они погибали при кораблекрушениях, терялись в неизведанных лесах, голодали, умирали от болезней, были убиты агрессивными аборигенами.

Так печальна участь Дэвида Дугласа (David Douglas, 1799-1834 гг.) — шотландского ботаника. Дуглас занимался изучением растений Северной Америки и отослал в Шотландию более 200 растений и семян, неизвестных в Европе. Он прославился в Старом Свете благодаря своей коллекции и был отнесён к одним из отцов-основателей британской лесной промышленности.

Дэвид Дуглас: 
Image - https://ru.wikipedia.org
 
Дэвид Дуглас погиб в возрасте 35 лет, свалившись в охотничью яму с диким быком, который затоптал натуралиста насмерть. 


Самым известным и, пожалуй, успешным охотником за растениями стал . Первым в этой области стал Джозеф Бэнкс (Joseph Banks, 1743-1820 гг.) - английский натуралист, ботаник, баронет, Президент Королевского общества (глава Лондонского королевского общества естественных наук), Рыцарь Большого креста ордена Бани. 

Джозе Бэнкс: 
 
Image - https://ru.wikipedia.org


Но почести и награды ещё впереди. А в 1766 году никому неизвестным молодым человеком он отправился в исследовательское путешествие на остров Ньюфаундленд на корабле флота Его Величества «Нигер»
На острове он собрал богатые коллекции, открыв много ранее неизвестных видов растений, научился их сохранять и транспортировать на большие расстояния, а также получил опыт суровой морской жизни.

В 1768 году молодой учёный отправился в экспедицию к южным морям, которую возглавлял Джеймс Кук. Почти за три года, а именно столько длилось первое кругосветное путешествие Кука, Бэнкс заполнил трюмы корабля «Индевора» 30 000 образцами растений. Из них почти 1500 были ранее неизвестны европейцам. 

В Бразилии он впервые описал древовидную лиану – бугенвиллею (Вougainvillea), назвав её в честь французского мореплавателя, руководителя 1-й французской кругосветной экспедиции Луи Антуана, графа де Бугенвиля.  Это растение уже более 200 лет привлекает садоводов своей красотой, неприхотливостью и изяществом. 




У восточного побережья Австралии Джеймс Кук описал и назвал Ботанический залив в честь ботаников, входивших в состав экспедиции (Д. Бэнкса, Д. Соландера — любимого ученика Карла Линнея и Г. Споринга-младшего), принимавших участие в его экспедиции. 
В Австралии и Новой Зеландии ими было собрана большая часть ботанической коллекции. 
Художник экспедиции С. Паркинсон делал цветные рисунки свежесобранных растений, Соландер сопровождал их описаниями, используя систему К. Линнея
Собранные образцы растений перекладывались бумагой и упаковывались в оловянные контейнеры. 

В Австралии Бэнкс встретил и описал кусты и деревья с необычными цилиндрической формы соцветиями золотистого цвета. Позже сын Линнея назовёт это растение банксия (Banksia) в честь Джозефа Бэнкса




Официальный отчёт о результатах исследований Бэнкса вызвал  огромный  интерес публики  и учёных. 
В дальнейшем материалы и описания растений легли в основу книги Д. Бэнкса «Флорилегия», что в переводе означает «цветник». Этот труд из 35 томов был сопровожден 800 рисунками и выходил в течение 10 лет. 

Эта экспедиция сразу по возвращению принесла славу и известность Д. Бэнксу. Но гордыня сыграла с ним злую шутку. Его мечтой было участие во второй экспедиции Д. Кука, запланированной на 1772 год. Но во второе плавание он пожелал взять с собой свиту из слуг и 2 музыкантов, которые должны были услаждать его слух игрой за ужином. Но капитан Д. Кук вежливым отказом исключил его из состава экспедиции. 


Бэнкс успешно разводил в Англии экзотические растения, семена которых он привёз из кругосветного путешествия и которые доставляли ему из английской колонии в Австралии его ученики и последователи.  
А эвкалипты и казаурины, произрастающие в Европе, повели своё начало от семян, привезенных Бэнксом и Соландером
Бэнкс регулярно дарил живые растения и семена Королевской семье. 
В садах Кью цвело огромное количество растений из Австралии. Охотники за растениями, посетившие этот континент, подарили европейцам такие растения, как араукарии, подокарпусы, каллистемоны, «древовидные» папоротники, чайное дерево, акации.

В 1772 году Д. Бэнкс со своим другом по первой экспедиции ботаником Д. Соландером совершил путешествие на остров Уайт (самый большой остров, расположенный в проливе Ла-Манш), Гебридские острова (архипелаг у западных берегов Шотландии) и в Исландию. Эта экспедиция дала также богатый материал для ботанических исследований и описаний.

Большую роль в поиске и доставке новых видов растений в Европу сыграл Уильям Патерсон (William Paterson, 1755-1810 гг.) - шотландский путешественник, ботаник и офицер. 

Уильм Патерсон: 
 
Image - https://ru.wikipedia.org
 
В свою первую экспедицию, оплаченную графиней Стратмор для составления коллекции растений Южной Африки, он отправился 20-летним юношей. 
Уже в зрелые годы он возглавил исследовательскую поездку в Австралию в район Нового Южного Уэльса и в Тасманию, где изучил ранее не посещаемую европейцами область реки Теймар. Во время своих путешествий он вёл переписку с Д. Бэнксом. Ему же он отсылал обнаруженные им экземпляры растений, в том числе ранее неизвестных. Описания, собранных им растений, также вошли в книгу Д. Бэнкса «Флорилегия».

Одним из известных английских ботаников, а по совместительству - мореплаватель и пират, конца XVII века был Уильям Дампир (William Dampier, 1651-1715 гг.).

Уильям Дампир:
 
Image - https://ru.wikipedia.org

 
Во время своих многочисленных путешествий к берегам Южной Америки он собрал богатую коллекцию экзотических растений и позже издал книгу «Новое путешествие вокруг света», в которой дал первое описание таких культур, как авокадо, саподилла (Manilkara zapota), звёздчатые яблоки (Chrysophyllum cainito). 




Среди охотников за растениями были не только европейцы. Из американских ботаников  XVIII века следует упомянуть Джона Бартрама (John Bartram, 1699-1777 гг.) - фермера и квакера. Он одним из первых познакомил Европу с ценными растениями Северной Америки.  С этой целью он предпринимал далёкие путешествия вглубь страны, а затем посылал коллекции растений в Лондон. В его честь назван род мхов Бартрамия (Bartramia). 

Джон Бартрам:
 
Image - https://ru.wikipedia.org




На протяжении XX века интерес к экзотической флоре тропиков среди ботаников не угасал. 
Так, Дэвид Фэрчайлд (David Fairchild, 1869-1954 гг.) - ботаник из США, открыл большое количество новых видов тропических растений, которые и сегодня можно увидеть во Флориде в знаменитом саду, носящем его имя (Тропический ботанический сад Фэрчайлд). 

Дэвид Фэрчайлд:
 
Image - https://ru.wikipedia.org
 

Он является автором наименований ряда ботанических таксонов. 
Д. Фэрчайлд проводил исследования в Азии, в южной части Тихого океана, в голландской Ост-Индии и Вест-Индии, в Южной Америке, Египте, Цейлоне, Китае, Японии, Персидском заливе, в Восточной и Южной Африке. Эти исследования привели к внедрению в США многих тропических растений, имеющих для государства экономическое значение. Ему приписывают контроль за введение более 80 000 видов и разновидностей растений в Соединенных Штатах.


Пьер Магноль (Pierre Magnol, 1638-1715 гг.):
 
 Image - https://ru.wikipedia.org

Имена великих охотников за растениями можно перечислять бесконечно: Г. Камелиус, Ш. Плюмье, П. Магноль, Маркграф, Э. Румпф, М. Бойм
Среди них были профессиональные ботаники, монахи-миссионеры, губернаторы колоний, военные, путешественники, пираты и просто искатели приключений. Говоря словами Майн Рида:
«Ему [охотнику за растениями] должен быть благодарен весь цивилизованный мир, в том числе и ты. Да, он подарил тебе немало радостей. Пестрота и яркость твоих садов — дело его рук. Пышная далия, колыхающаяся над клумбой; сверкающий яркими красками пион; прелестная камелия, радующая твой взор в теплице; калмии, азалии, рододендроны, белые звёзды жасмина, герань и тысячи других прекрасных цветов подарены нам охотником за растениями. Если бы не он, мы никогда не отведали бы за обедом и десертом многих овощей, кореньев, фруктов и ягод, которые разнообразят наш стол. Если бы не он, мы никогда не попробовали бы этих вкусных вещей. Так помянем же добрым словом охотника за растениями!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий