воскресенье, 3 февраля 2019 г.

Гигантские кальмары





«Парусное судно из Сен-Мало (Франция) только что приняло на борт у побережья западной Африки груз слоновой кости и золотоносного песка. Неожиданно из моря вынырнуло многорукое чудовище и схватило корабль. Концы его рук-щупалец обвились вокруг верхушек мачт. Судно сильно накренилось. Каждую секунду оно могло опрокинуться. Матросы взялись за топоры. С большим трудом им удалось обрубить щупальца. Чудовище ушло под воду, и судно выпрямилось.
Когда корабль вернулся в Сен-Мало, члены команды в благодарность за избавление от столь ужасной опасности торжественно отправились в храм своего святого покровителя, где вознесли благодарственную молитву.
На собранные деньги моряки заказали для церкви картину, изображавшую битву с гигантским чудовищем».
 
«Царство осьминога». Френк Лейн




В этой и ещё в сотнях подобных жутких историй рассказывается о встречах людей с гигантскими кальмарами – самыми крупными беспозвоночными, обитающими на нашей планете. 
Длина этих животных вместе со щупальцами может достигать 18–20 м. Самый крупный из известных гигантских кальмаров был выброшен на пляж в Новой Зеландии в 1880 году. Его длина составляла 20 м (из которых 10–12 м приходилось на щупальца), масса – около 450 кг (по другим данным – около 1 т). 


Относятся гигантские кальмары, как и осьминоги и каракатицы, к классу головоногих моллюсков (Cephalopoda). Однако в отличие от осьминогов у кальмаров, как и у каракатиц, 10 рук-щупалец, поэтому они принадлежат к отряду десятиногих (Decapoda). 

Гигантские кальмары – представители рода архитевтисов (Architeuthis) и отдельного семейства Architeuthidae

Описано 19 видов архитевтисов, однако, возможно, это число сильно преувеличено. До последнего времени существовала тенденция чуть ли не каждую находку классифицировать как новый вид. И хотя на этот счёт есть самые разные мнения, очень возможно, что в действительности существует всего три вида гигантских кальмаров: Architeuthis sanctipauli, обитающий в Южном полушарии, Architeuthis japonica, живущий в Тихом океане, и Architeuthis dux, населяющий воды Северной Атлантики.


Фактически до 60-х годов прошлого века гигантские кальмары считались существами скорее мифическими, чем реальными. Вокруг них ходило так много невероятных рассказов и легенд, что люди отказывались верить в их существование. И это несмотря на то, что о весьма крупных морских животных, вооружённых многочисленными щупальцами с присосками, писал ещё Аристотель. Он называл их «большими тевтисами» и добавлял, что в Средиземном море они достигают размеров 5 локтей (около 2,5 м) и отличаются красноватым цветом и округлыми плавниками на хвосте.




Шло время, и эти морские чудовища «увеличивались в размерах». Длину кракенов (у разных народов гигантских кальмаров называли по-разному: полипусами, кракенами, пульпами и т.д.) уже оценивали не локтями, а милями!
Упоминания о кракенах особенно часто встречаются в сочинениях средневековых скандинавских писателей и летописцев.

Олаус Магнус, архиепископ Упсалы, в своей «Истории северных народов», изданной в 1555 году, рассказывал о «чудовищной рыбе», появляющейся у берегов Норвегии. «Рыба» эта в длину не менее мили и похожа скорее на остров, чем на животное. Вполне естественно, что сие страшилище могло топить большие корабли. Вид «рыбы» был ужасен – большая квадратная голова, усаженная уродливыми бородавками и буграми, и огромные глаза.

 
А осенью 1673 года на берег Юго-Западной Ирландии было выброшено очень странное на вид «хвостатое» создание. Тело его было «размером с лошадь», глаза – с «оловянные тарелки», а челюсти походили на клюв орла, только несравненно более крупные и сильные. Останки кракена показывали за деньги в Дублине. Выставка широко рекламировалась. Были даже напечатаны афиши, извещающие о «чудной рыбе или звере». Были и другие сведения о выброшенных на берег кракенах.

Основоположник современной научной классификации животного мира Карл Линней в своей «Системе природы» (первое издание которой вышло в Швеции в 1735 году) среди других представителей животного царства отвёл место и кракену. Он включил его в класс червей и отряд моллюсков под весьма многозначительным названием Sepia microcosmos («каракатица – маленький мир»).


Известный французский зоолог Дени де Монфор, написавший много научных трудов о животных, благодаря кракену сначала вознёсся на вершину славы, а затем был оттуда весьма жестоко сброшен.  


Дени де Монфор придумал свою версию гибели британских кораблей. Якобы все десять кораблей были потоплены гигантскими каракатицами. Монфор не рассчитывал, что против него в качестве оппонента выступит само британское адмиралтейство. Опровергая домыслы французского натуралиста, оно раскрыло некоторые тайные причины гибели судов.

Дело завершилось большим скандалом, и де Монфору пришлось навсегда отказаться от научной карьеры.


После этой истории многие учёные вообще перестали верить в гигантских кальмаров, так как никто не мог их добыть и, соответственно, подробно изучить. 

И только в ноябре 1861 года французский пароход «Алектон» встретил в море кракена. Несколько удачно брошенных гарпунов вонзились в тело животного. Схватка продолжалась около 3 часов, но матросам не удалось поймать животное. Им достался только кусок тела массой 20 кг. Однако судовой художник успел зарисовать кракена. Этот рисунок и по сей день хранится во Французской академии наук.

В 70-е годы XVIII века среди гигантских кальмаров, вероятно, свирепствовала какая-то эпидемия, так как этих животных – полуживых или мёртвых – стали довольно часто находить на поверхности океана. В результате довольно много экземпляров попало в руки учёных. Одним из первых исследовал кракенов американский зоолог Эдиссон Веррил. Он и составил их описание по всем правилам зоологической науки.

А в 1873 году один из гигантских кальмаров попал наконец в человеческие руки живьём. Кракен угодил в сеть рыбаков Ньюфаундленда. Когда люди вытягивали из воды невод, он показался им крайне тяжёлым, кроме того, рвался из рук. Когда же рыбаки с трудом подтянули его к берегу, то обнаружили в нём кракена. От страха люди чуть было не выпустили из рук невод, тем более что чудовище протянуло несколько длинных рук-щупалец сквозь дыры невода и пыталось достать ими людей. Однако нашёлся один смельчак, который подскочил к животному сзади и вонзил длинный нож между сверкающими глазами кракена, а затем быстро отсёк голову от туловища.
Этот экземпляр достался исследователю Р. Гарвею, который измерил животное (оно достигало 10-метровой длины) и положил его в бак с солёной водой. Позднее законсервированный таким образом кракен был доставлен в Лондон, в Музей естественной истории.



Этот рисунок сделан по тем изображениям, фотографиям и препаратам, которые накопились за 100 лет. Кальмар изображён ловящим рыбу; нападая, он выбрасывает вперёд свои длинные щупальца и продвигается, выталкивая струю воды через обращённую назад воронку (она нарисована под глазом). Поворачивая воронку, кальмар может двигаться в любом направлении.

Каковы же истинный облик и внутреннее строение легендарного кракена
Гигантского кальмара трудно назвать красавцем, но вид его действительно впечатляет. Прежде всего обращает на себя внимание огромная цилиндрическая голова примерно метровой длины, украшенная самыми большими в мире животных глазами. В диаметре они порой достигают 25 см!
В центре венца рук располагается второе украшение кальмара – мощный хитиновый клюв, весьма напоминающий клюв попугая. Он состоит из верхней и нижней челюстей и может иметь в длину более 15 см. Крепкая верхняя челюсть имеет удлиненный острый выступ, который образует с нижней челюстью что-то вроде ножниц. С помощью клюва кальмар легко разрывает свою добычу – различных рыб, более мелких кальмаров – на небольшие кусочки, которые может проглотить.
Во рту кальмара помещается язык-радула – настоящая тёрка, снабжённая поперечными рядами хитинизированных зубов самой разнообразной формы. Размельчённая челюстями пища глотательным движением радулы проталкивается в пищеварительный тракт. Глотанию и продвижению пищи внутри пищеварительного канала способствуют также глоточные зубы – маленькие, наклонённые назад зубчики на кутикуле, выстилающей глотку.



Рот и глаз у гигантского кальмара устроены особенно замечательно. Мощный клюв состоит из хитина – того самого твёрдого вещества, из которого состоят внешние покровы ракообразных и насекомых. Своим клювом кальмар измельчает добычу на куски такого размера, что может их проглотить.

Переваривание пищи происходит у кальмара в толстостенном желудке, в который поступают пищеварительные ферменты из непарной «печени» (пищеварительной железы) и лежащей перед ней поджелудочной железы. Непереваренные остатки проходят через короткий кишечник и выбрасываются через снабжённую клапаном прямую кишку в мантийную полость. А из неё через воронку наружу.

Ловит свою добычу гигантский кальмар при помощи восьми рук и двух щупалец, венцом окружающих его клюв. Руки у взрослых животных могут достигать в длину 3 м, а в окружности (у основания) – 50 см. На внутренней поверхности каждой руки имеются невысокие мембраны, которые обрамляют два ряда присосок. По направлению от основания руки к её концу присоски постепенно уменьшаются в размерах, а на самом конце вообще выглядят как небольшие бугорки.



Конец щупальца гигантского калмара имеет манус, или ладонь, где щупальце слегка расширяется. На манусе рсположены четыре ряда присосок с мелкими зубцами; диаметр самых крупных присосок около 5 см, более мелких – примерно 2 см. Присоски подвижны. Отдельная присоска и её хитиновое кольцо с зубчиками изображены слева.

Двое щупалец, которыми кальмар, будто щипцами, захватывает свою добычу, могут достигать в длину более 10 м, но они более тонкие – около 25 см в окружности и у основания. Концы этих щупалец расширены в специальные «ладони», на которых находится четыре ряда присосок с мелкими зубчиками. В двух средних рядах присоски более крупные; их диаметр приблизительно в 2,5 раза больше, чем у мелких, краевых, и может достигать 5,2 см.

Каждая присоска у гигантского кальмара сидит на коротком мускулистом стебельке, которым животное может двигать, и снабжена по периметру остро зазубренными хитиновыми колечками. Когда щупальце улавливает добычу, колечки цепляются за тело жертвы. А вот специальных крючьев, имеющихся на щупальцах других океанических кальмаров, у архитевтисов нет. 

Вмятины и шрамы от присосок гигантских кальмаров часто находят на коже кашалотов и даже на стенках их желудков. Сообщая о таких шрамах, их размеры часто преувеличивали, говоря порой о диаметре 20 см! Естественно, таким образом создавалось и ложное впечатление о размерах кальмаров, оставивших подобные чудовищные отметины. На самом деле, скорее всего, шрамы, полученные кашалотом в молодости, просто увеличиваются по мере роста кита.

Мантия, или туловище, гигантского кальмара имеет более или менее коническую форму. У взрослых животных за плавниками выступает короткий крепкий вырост наподобие хвоста, у молодых этот «хвост» отсутствует. Плавники кальмара гибкие, но не очень мускулистые и служат, скорее всего, стабилизаторами во время плавания. На переднем конце мантии, позади головы, выдается мускулистая воронка, являющаяся видоизмененной ногой – характерный орган всех моллюсков. С помощью воронки кальмар передвигается, выбрасывая через неё сильную струю воды, толкающую тело в противоположном направлении. Воронка очень подвижна, так что кальмар может перемещаться в любом направлении – вперёд, назад, вверх или в сторону. Внутри воронки имеется лепестковидный клапан, который предотвращает обратный ток воды между отдельными выбросами.

Внутри тела гигантского кальмара имеется полупрозрачная опорная структура, называющаяся гладиус, или пера. Гладиус – рудимент внутренней известковой раковины, которая ещё сохранилась у более примитивных головоногих, например у каракатиц. Гладиус располагается в мешке в мускулатуре мантии, простираясь от переднего до заднего её конца. Он служит опорой для мускулов и играет роль каркаса, поддерживающего весьма длинное тело кальмара.

Тело, голову и руки кальмара одевает многослойный наружный покров удивительного тёмно-пурпурного или каштанового цвета. Цвет внешних покровов определяется не только фоновой пигментацией, но и цветом слоя хроматофоров, специальных клеток, содержащих пигмент и способных менять свои размеры. Внутренняя поверхность мантии и некоторых внутренних органов архитевтисов также окрашены в тёмно-красный цвет. 

Как и другие головоногие, гигантский кальмар дышит жабрами, каждая из которых состоит из множества листочков, или ламелл. Именно в этих листочках и происходит газообмен.

Другой характерный орган кальмараогромный чернильный мешок. Черные слизистые чернила архитевтис, вероятно, использует так же, как и другие головоногие, – спасаясь от преследования, кальмар выбрасывает облако чернил, напоминающее по форме само животное, и отвлекает таким образом хищника, уплывая в другую сторону.

Врагами гигантских кальмаров являются кашалоты.
Порой в литературе можно встретить душераздирающие описания поединков кашалотов и кракенов на поверхности моря. Причём многие авторы высказывали мнение, что это гигантские кальмары питаются китами, а не наоборот. Шрамы от присосок гигантских кальмаров, которые находят на коже вокруг рта и на голове кашалотов, безусловно, свидетельствуют о том, что подобные поединки случаются. Но в них кальмар скорее играет роль жертвы – клювы гигантских кальмаров часто встречаются в желудках кашалотов.

Если о внешнем виде и строении архитевтисов мы имеем достаточно полное представление, то их образ жизни во многом продолжает оставаться загадкой. Предполагают, что взрослые особи гигантских кальмаров обитают вблизи дна или на дне на глубине от 500 до 1500 метров. Живут они, скорее всего, поодиночке и встречаются друг с другом, возможно, только раз в жизни – для того, чтобы оставить потомство.

О том как происходят подобные встречи и каким образом размножаются гигантские кальмары, известно очень мало. У всех головоногих моллюсков при спаривании самец передает самке один или несколько сперматофоров – похожих на узкие трубочки пакетов со спермой. Сперматофор снабжён чувствительным волоском, мощной «пружиной» и «тюбиком с клеем». Выйдя из тела самца, сперматофор вступает в контакт с морской водой, и начинается так называемая «сперматофорная реакция». Чувствительный волосок надрывает тонкую перепонку, и вода поступает внутрь оболочки. Но оболочка прочная, двуслойная, вода давит на «пружину», сжимая её, и в конце концов наружная оболочка не выдерживает и разрывается. «Пружина» вылетает наружу, вытягивая за собой внутреннюю оболочку, содержащую сперму и приклеивающуюся к покровам кальмарихи или проникающую ей под кожу.

Образуются сперматофоры в сложно устроенном сперматофорном аппарате, который помещается спереди от семенника. Длинный тонкостенный сперматофорный мешок прикреплён в мантийной полости слева от кишечника. У гигантских кальмаров он достигает метровой длины и в нём хранятся сотни, а может быть, даже тысячи сперматофоров, уложенных параллельно друг другу. Длина сперматофора у архитевтисов может достигать 10–20 см, а толщина – 3–5 мм. Кроме того, у них, в отличие от других кальмаров, сперматофоры покрыты желатиноподобной оболочкой.

В период с 1996 по 1998 год у берегов Тасмании на глубинах более полукилометра были пойманы три живых самки гигантских кальмаров. Самая крупная из них достигала в длину 15 м и весила около 220 кг. На одной из рук у неё была найдена крошечная дырочка, вокруг которой в толще щупальца располагались сперматофоры. Несмотря на свои внушительные размеры, эта самка, по-видимому, была достаточно молодой, так как у неё были слабо развитые маленькие яичники, весившие всего 3 кг (яичники взрослой самки гигантского кальмара, пойманной у берегов Южной Африки, весили более 14 кг!). Значит, запасённые у неё под кожей сперматофоры должны были храниться там, возможно, в течение многих месяцев – до момента созревания и откладки яиц.
Подобная стратегия длительного хранения сперматофоров вообще характерна для животных, ведущих одиночный образ жизни. Ведь встречи между ними в глубинах океана могут быть весьма редкими и далеко не обязательно встретившиеся животные будут готовыми к продолжению рода. Вот поэтому самец пользуется любой возможностью, чтобы передать сперму самке, а та затем хранит её до нужного момента. 


Внутреннее строение самки гигантского кальмара.
 
Но как самка гигантского кальмара извлекает сперму из-под кожи, когда яйца наконец созревают? 
У тех видов кальмаров, у которых сперматофор прикрепляется снаружи, это не проблема. Если сперматофоры приклеены возле жабр, то яйца проходят мимо них сразу после выхода из яйцеводов; если на затылке – яйца двумя ниточками вымётываются через отверстия по бокам шеи, справа и слева от затылка. Если сперматофоры расположены вокруг рта, яйца вымётываются через воронку. Так или иначе, яйца обязательно проходят мимо того места, где хранится сперма, и оплодотворяются. 
А как быть самке архитевтиса, у которой сперматофоры находятся в толще кожи рук? Возможно, для извлечения сперматофоров она использует свой клюв или очень подвижные щупальца. А возможно, сперма сама выходит на поверхность под воздействием каких-то специальных гормонов или иных химических веществ, которые вырабатываются с началом размножения? Эту загадку ещё предстоит решить.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий