вторник, 7 декабря 2021 г.

Владивостокский фуникулёр

 
Владивостокский фуникулёр
Image - https://primamedia.ru
 
 

Владивостокский фуникулёр
 
Фуникулёр был построен в рамках строительства «Большого Владивостока», провозглашённого Н.С. Хрущёвым.

В записке в Президиум ЦК КПСС от 2 ноября 1954 года «О поездке по Дальнему Востоку и Сахалину» Н.С. Хрущёв, предположительно по идее Анастаса Микояна, предлагал построить во Владивостоке «несколько фуникулёров».
 
Согласно Генеральному плану строительства Владивостока, утверждённому Советом министров СССР в декабре 1954 года, предполагалось построить 2 фуникулёра: на месте нынешнего, длиной 250 метров и высотой подъёма 70 метров, и второй (протяженностью 500 метров и высотой подъёма 115 метров) - от Нагорного парка до остановки Гайдамак. 
 
Строительство началось в 1959 году, когда Хрущёв, возвращаясь после визита в США, вновь посетил Владивосток и обнаружил, что строительство фуникулёров ещё не начиналось.
 
Строительство фуникулёра между корпусами Дальневосточного Политехнического института (на Орлиной сопке и на улице Пушкинской) стало заботой Управления владивостокского трамвая. Работы вело УНР-263 Стройтреста №8. 
 
Главный архитектор проекта фуникулёров – П. Шевяков.
 
Геодезические работы выполнил главный маркшейдер комбината "Приморск-уголь" П. Бутылин.
 
Возведение фуникулёра было объявлено комсомольской стройкой. Она стала крупнейшей в городе.
 
Строительство фуникулёра
 
Трудности начались с первых дней. 
Строительство велось снизу вверх. Сложность рельефа не давала возможность применять механизацию. Все работы по закладке фундамента и строительства стен нижней станции велись вручную. По пояс в воде и грязи строители лопатами и кирками рыли котлован, который заливали подземные воды и частые дожди. Плохо было с обеспечением бетоном и щебнем.
Московский проектный институт не довёл дело до конца с чертежами.
К концу августа были почти построены фундаменты трёх опор. К верхним опорам, чтобы вести бетонирование, было невозможно подъехать на транспорте, а кабель-кран стоял без дела, потому что в Хабаровске ещё не изготовили к нему тросы.
 
Строители фуникулёра
 
На строительстве работали молодёжные бригады, состоящие из квалифицированных рабочих. Им помогали студенты Дальневосточного Политехнического института, которые отрабатывали на фуникулёре таким образом производственную практику и были задействованы на трудоёмких работах. 
После основного трудового дня на стройке также трудились парни и девушки завода "Металлист" и управления Дальневосточного пароходства.
 
Бесконечные совещания, переговоры и обещания о монтаже кабель-крана привели к тому, что стройка вообще замерла. На ней остались 10-20 рабочих, которые подготовили опалубку под эстакаду нижней станции и два месяца ожидали автокран.
 
К этому времени сроки сдачи фуникулёра были перенесены на 7 ноября 1960 года - к празднованию 43-й годовщины Октябрьской революции. 
 
С февраля 1960 года УНР-263 остановил работу на нижней станции, потому что монтажники УНР-457 обещали пустить кабель-кран 15 апреля, но в срок работать он не начал.
В апреле на строительство фуникулера в смену выходили всего 40-45 человек, а для освоения запланированных объёмов требовалось 100 рабочих. К тому же отсутствовал график производственных работ.
 
Применение механизации из-за больших подпочвенных вод было по-прежнему невозможно. Люди продолжали работать вручную. К тому же стройка плохо обеспечивалась стройматериалами и оборудованием, что приводило к простоям.
 
С большими усилиями, но строительство продолжалось. В ноябре 1961 года управляющий Владивостокским трамваем Ю.Д. Кацович в газете "Красное Знамя" рассказал горожанам, что уже смонтирована подъёмная машина, вагоны установлены на путь, заканчивается монтаж электрической части, в декабре начнётся обкатка и к концу года фуникулер вступит в эксплуатацию.
 
Торжественное открытие горного трамвайчика состоялось 5 мая 1962 года
 
Несмотря на многочисленные организационные проблемы и задержки один из фуникулёров (ныне существующий) был всё же построен и пущен в эксплуатацию 5 мая 1962 года
 
Газета "Красное Знамя" от 8 мая 1962 года
 
Вот что писала газета "Красное Знамя" 8 мая 1962 года об этом событии:
 
"В минувшую субботу к пятнадцати часам дня сотни владивостокцев заполонили улицу Пушкинскую около главного корпуса Дальневосточного политехнического института. Здесь состоялось торжественное открытие первого городского фуникулёра.
С небольшой приветственной речью обратился к собравшимся председатель Владивостокского горисполкома Б.З. Аверкин. Он от имени трудящихся города выражает благодарность строителям и монтажникам фуникулера и по поручению городского комитета КПСС и горисполкома открывает его.
Разрезана натянутая перед входом красная лента. Люди заполняют зал ожидания, садятся в вагончик. Одновременно в такой же вагончик идёт посадка и на верхней площадке. Слесарь Юрий Патрикей ещё раз осматривает тормозную систему. Проводники Любовь Созинова и Галина Стрижак волнуются. Ведь это их первый рейс с пассажирами. Наконец, все готово. Загораются сигнальные лампочки, раздаются звонки. Машинисты Антонина Удодова и Клавдия Никитенко включают механизмы подъёма-спуска. Разом плавно двинулись навстречу друг другу два вагончика. На середине пути они "разминулись". Рейс длился около двух минут. И вот уже опять заполнены вагончики. Снова рейс".
 
Строительство второго фуникулёра так и не было начато.
 
Фуникулёр представляет собой два вагона с канатным приводом, движущихся параллельно друг другу по рельсам однопутной линии с разъездом в центральной части.
 
Подъёмная установка фуникулёра весьма внушительна – главный двигатель весит 4 тонны. Она была изготовлена на заводе по выпуску шахтного оборудования имени XV-летия ЛКСМУ в городе Сталино (Донецк).
 
Владивостокский фуникулёр
Image - https://primamedia.ru 
 
Вагоны, каждый по 28 посадочных мест, всего вместимость - 36 пассажиров. Их изготовили по спецзаказу на 1-м Ленинградском вагонно-ремонтном заводе. Вес порожнего вагона составляет 8,25 тонны. За 55 лет работы они не изменили своей конструкции, только перекрашивались. Так из белых в 2005 году они превратились в синий и красный вагоны.
 
Владивостокский фуникулёр
Image - https://primamedia.ru  
 
Рабочая скорость движения фуникулёра – 1,5 метра в секунду, максимальная 2,5 метра в секунду. Всего имеется шесть ступеней скорости.
 
Длина рельсовых путей с учётом станций – 185 метров. Длина эстакады – 155 метров. Ширина рельсовой колеи – 1,25 метра. Разница по высоте между нижней и верхней станцией – 66,5 метров. Время движения – 1,5 минуты. Время стоянки – 5 минут. 
 
Время работы с 07.00 до 20.00.
 
Оплата производится кондуктору при входе в вагон.
 
Владивостокский фуникулёр
Image - https://primamedia.ru 
 
Фуникулёр — это сложный технический объект. 
Ежедневно каждый час проводится его техобслуживание. Один раз в год фуникулер закрывается на плановую профилактику, в течение которой проводится замена отработанных механизмов. В первые годы дефицит запчастей удовлетворялся за счёт комплекта вагонов для второго фуникулёра (так и не построенного), которые стояли в трамвайном депо на Луговой. Со временем ремонт и изготовление запасных частей стало заботой коллектива, обслуживающего фуникулёр.
Владивостокский фуникулёр
Image - https://primamedia.ru 
 
Ещё до появления фуникулёра по склону Орлиной сопки в 1957 году была проложена крутая лестница, существенно сокращающая путь между вершиной горы и её подножием. Местные жители называют её по-разному: и лестницей фуникулёра, и лестницей здоровья, и даже 1001 ступенькой, хотя все считают, что там всего 368 ступеней, но со временем некоторые рассыпались, некоторые заменили на деревянные настилы, поэтому на сегодняшний день их 350. 
В основном лестница используется в периоды, когда фуникулёр не работает (то есть после 20.00) или закрывается на ремонт.
 
Лестница фуникулёра
Image - https://primamedia.ru
 
 
Владивостокский фуникулёр
 
Владивостокский фуникулёр

Владивостокский фуникулёр

Владивостокский фуникулёр

Владивостокский фуникулёр

Владивостокский фуникулёр
 
Владивостокский фуникулёр
 
Владивостокский фуникулёр

Владивостокский фуникулёр

Владивостокский фуникулёр
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий