Тюрбан – это женский и мужской головной убор. Представляет собой шарф
из лёгкого материала, которой многократно оборачивается поверх волос
вокруг головы. Широкое распространение получил в Северной Африке, на
Аравийском полуострове, Индии и во многих азиатских странах. Часто
тюрбан называют чалмой. В настоящее время тюрбаны пользуются
популярностью среди европейских женщин. Известные дизайнеры на своих
показах дополняют образы моделей этим головным убором.
Простейшая чалма - несшитый кусок ткани, длинное полотнище материи,
наматываемое в виде тюрбана вокруг тюбетейки или кулоха. Чалма была
распространена по всему Востоку — от Египта до Индии, особенно у
мусульманских народов. Однако она известна здесь с глубокой древности.
В тот период этот головной убор
носили мужчины-мусульмане.
Обязательным условием наматывания тюрбана
являлся открытый лоб.
В исламе предметы одежды всегда так или иначе регламентировались.
В исторических трактатах отмечается, что одежда человека, начиная с
головы, должна соответствовать мурувве — древнеарабскому понятию,
обозначающему свод таких качеств, как доблесть, порядочность, верность
своему племени. Чалме при этом издавна придаётся особое значение в
арабо-мусульманском мире, в том числе и среди улемов (от арабского улема
— учёный). Они ссылаются на хадисы — предания о деяниях и изречениях
Пророка Мухаммада, в которых упоминается, что сам Пророк велел одевать
чалму.
В одном из хадисов говорится, что он, читая проповеди в мечети,
одевал чёрную чалму и её конец спускался на плечи. Хадисы расходятся
насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах
упоминается, что длина чалмы пророка составляла 7 локтей, то есть
примерно 2,5-3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк
подарил ближайшему сподвижнику — зятю и двоюродному брату Али.
При основателях багдадского халифата Аббасидах наиболее
распространённым стал чёрный цвет чалмы. С тех пор её размер, цвет и
форма отражали положение человека в обществе и его вероисповедание. С
XIII века христианам было предписано носить голубую чалму, евреям —
жёлтую, огнепоклонникам — красную. В случае неожиданной смерти человека
его чалму использовали как своего рода саван, в который оборачивали
тело.
Историки сообщают, что в Египте в XV-XVI веках самую большую
чалму в стране носил султан. В ней он красовался на приёмах и других
торжественных церемониях во дворце, причём, как правило, сидел, ибо
пышный и увесистый головой убор мешал движению. Во время выходов к
народу верховный правитель носил другую, значительно облегчённую чалму. У
эмиров и визиров она была поскромнее, чем у монарха, но знать успешно
соревновалась между собой в красоте уборов. Чиновники, военные,
полицейские носили чалмы попроще, в зависимости от своего положения.
Горе было тщеславному моднику, чью голову венчала чалма, не
соответствовавшая его рангу: такого выскочку могли избить палками.
Востоковед и языковед, академик Н.Я.Марр утверждал, что в мире
существовало не менее тысячи (!) способов повязывания чалмы. В
современном арабском мире форма, цвет, манеры ношения чалмы тоже весьма
разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади,
конец свешивается сбоку или на спину и т.д. Все эти нюансы так или
иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания
владельца чалмы.
В средние века любимым цветком у правящей знати в Турции и
Иране был тюльпан, и его часто носили в складках чалмы. У тюрков
тюрбаном (слово персидского происхождения) называют чалму. Европейцы
приняли название чалмы — "тюрбан" за название цветка семейства лилейных,
так оно и вошло во все европейские языки, в том числе через французский
— в русский.
В странах Персидского залива чалма больше всего распространена в
Омане. В Судане всё население предпочитает белую чалму. Помимо
чалмы-имамы в странах Аравийского полуострова носят кашаду — это вид
чалмы, сделанной из тонкого разукрашенного золотыми узорами шёлка. Её
повязывают поверх небольшой шапочки фина или иракия, как правило, люди
среднего или пожилого возраста.
В Ираке есть семь различных способов накручивания чалмы,
которые отличаются количеством складок, их формой, каждая имеет свое
название: гарувия, шабляувия и т.д. Цвет чалмы может определять
принадлежность её хозяина к тому или иному курдскому племени. При этом
чалму в красную клетку преимущественно носят на севере, а в чёрную —
жители юга страны.
Многообразие этих головных уборов можно наблюдать в священных
иракских городах Неджефе и Кербеле. В дни мусульманских праздников здесь
у главных мечетей бурлит красочно и нарядно одетая толпа местных
жителей, воспитанников религиозных школ, паломников из различных районов
Ирака и других мусульманских стран.
Способ повязывания и цвет чалмы отличает приезжих из Индии,
Афганистана и Пакистана, из Африки. Например, у индийских мусульман
конец чалмы спадает на грудь. Сегодня зелёные или чёрные чалмы в
арабском мире носят, как правило, прямые потомки Пророка Мухаммада.
В толпе снуют мальчуганы с повязками на головах. Это обычно дети
священнослужителей. Раньше первое облачение в чалму рассматривалось как
важное событие в жизни ребенка-мусульманина. По этому случаю приглашали
гостей и устраивали угощение. Сейчас церемония упростилась: чалму
просто повязывают в мечети.
В Египте и других арабских странах чалма — обязательный атрибут
воспитанников религиозных учебных заведений и служителей культа.
Египетские феллахи между складками чалмы часто прячут деньги и поэтому
когда собираются что-нибудь купить, долго и тщательно разворачивают свой
головной убор, чтобы не растерять монеты.
Пользуются известностью чалмы, изготовляемые из тонкой шерсти в
египетском городе Асьюте. На Аравийском полуострове этот платок называют
гутрой. Традиционная гутра обычно треугольной формы размером сторон от
90 до 100 сантиметров. Сегодня в магазинах ОАЭ можно встретить целую
гамму этих платков — по крайней мере, 20-25 различных видов. Они
отличаются не только материалом и качеством нити, но и узором и
рисунком. Некоторые предпочитают платок гладкий, другие — с широким
бордюром по краям, третьи настаивают на разнообразном, неповторимом
рисунке гутры с кисточками, которые свисают по краям.
В Марокко, Мавритании, на западе Алжира кочевники ряда племён носят тюрбан, окрашенный в яркий цвет индиго.
Но самая колоритная чалма сегодня, несомненно, у туарегов —
народности, живущей в самом центре Сахары, на юге Алжира и в
сопредельных с ним странах.
В развернутом виде длина её полотнища
достигает пяти-шести метров. На местном наречии чалму называют
тагельмуст. Сахарские жители закрывают ею не только голову, но и шею, и
плечи, оставляя узкие щели для глаз.
Чалма не только защищает туарега от изнуряющего солнца, пыли и
жестоких песчаных бурь. Она — символ храбрости и мужества предков. Ещё в
начале ХХ века туареги — вольные жители сахарских просторов в своих
устрашающих тагельмустах на
верблюдах, вооружённые мечами и кожаными щитами, совершали лихие набеги
на караванные пути.
Сегодня орнаментированные туарегские мечи, сработанные
ремесленниками, можно купить в местной сувенирной лавке, верховые
верблюды мирно щиплют пустынную колючку возле шатров кочевников, но
тагельмуст по-прежнему носят все взрослые туареги.
По местному поверью этот головной
убор оберегает "от сглаза и злого духа". Поэтому туареги не расстаются с
ним на улице и даже дома, в кругу семьи. Зато туарегские женщины, в
отличие от других мусульманок Алжира, ходят с непокрытой головой.
Отдавая дань традиции, некоторые лидеры арабских стран для своих
встреч с народом и в поездках по стране облачаются в национальной костюм
с традиционной чалмой.
Со временем тюрбаны перекочевали в гардеробы
женщин и мужчин всех сословий и национальностей.
В конце 1790 годов
тюрбаны стали носить египтянки. Примерно в тот же период в Средней Азии
их запрещали носить поденщикам и нищим. Тюрбан использовался как в
парадной одежде, так и в домашней.
В 1600-е года тюрбаны в Европе носили знатные мужчины и женщины, пока это не стало массовой тенденцией и среди простого люда. Тюрбан носил, например, поэт
Александр Поуп.
К концу 1700-х годов европейские женщины переняли и адаптировали отдельные элементы платья из Османской империи, они стали частью их сложных
костюмов. На маскарады модницы отправлялись в причёсках с эффектным тюрбаном (à la turque). Этот
головной убор был украшен жемчугом или драгоценными
камнями, цветами или перьями; эти дорогостоящие детали должны были подчёркивать богатство и высокий социальный статус владельцев.
В течение второй половины XVIII века форма тюрбана сильно варьировалась.
Мария Антуанетта:
По-настоящему большая мода на тюрбаны на Западе началась в
конце 18 - начале 19 века, когда развернулась торговля с Индией. Тюрбан превратился в западный модный аксессуар. Любила тюрбаны королева Франции Мария Антуанетта. Даже после её смерти на гильотине тюрбан остался основным аксессуаром и во Франции, и в Англии.
Но поистине мировое признание тюрбан получил благодаря низвергателю викторианского стиля
Полю Пуаре. Этот корифей дизайнерского искусства прославился не только
тем, что отправил в небытие женские корсеты, но и своей приверженностью к
этому необычному головному убору.
С его легкой руки в конце XIX –
начале XX века тюрбан становится самым популярным и одновременно
универсальным головным убором. Он одинаково органично смотрится с
вечерним платьем и с костюмом для прогулок, с меховой накидкой и с
легким летним платьем.
В XX этот головной убор стал появляться на телеэкранах, чаще всего его использовали актрисы немого кино. Необычно повязанный на голову шарф и яркий макияж показывали истинную красоту лица героинь фильмов.
Грета Гарбо:
В 1970 годах в моду вошли тюрбаны, повязанные поверх распущенных волос.
Тогда же на прилавках магазинов появились шапки-тюрбаны, которые молодые
девушки использовали для создания повседневного образа.
В тот период этот аксессуар предпочитали такие актрисы, как Барбара
Стрейзанд, Бьянка Джаггер и Ава Гардер. Они повязывали тюрбаны для
выхода на светские мероприятия.
Некоторое время спустя тюрбаны вышли из
моды. Но в 2000 году они вновь вернулись сначала на подиумы, а затем на
городские улицы. Очень часто тюрбаны надевали звёзды, благодаря которым
головной убор вновь стал популярен.
Некоторые способы сделать тюрбан (чалму):
Из 2-х платков, связанных между собой:
спасибо
ОтветитьУдалитьПожалуйста!
Удалить