Эдвин Ландсир Лаченс (Edwin Landseer Lutyens, 29 марта 1869 - 1 января 1944 гг.) - крупнейший представитель архитектуры британского неоклассицизма. Президент Королевской академии художеств с 1938 года.
Получил известность ещё в 1890-ые годы, когда под влиянием идей движения Arts and Crafts в содружестве с садовницей Гертрудой Джекилл создал современный тип комфортной пригородной усадьбы. Разработал множество английских загородных домов. Среди различных форм историзма особенно выделял стиль частных особняков тюдоровской эпохи. В замке Дрого (1910 г.) дал современную трактовку образа средневекового замка.
После Первой мировой войны
Лаченс фактически становится официальным архитектором британского
правительства. Среди его заказов видное место начинают занимать военные
мемориалы и триумфальные арки, самые знаменитые из них - Кенотаф в Уайтхолле (1919 - 1920 гг.) и Ворота Индии в Дели (1921 - 1931 гг., в сотрудничестве с сэром Гербертом Бейкером, Herbert Baker).
В 1927- 1928 годах спроектировал британское посольство в США, для Ливерпуля разработал проект самого большого купольного храма в мире (не осуществлён).
Начиная с 1912 года основным проектом Лаченса была планировка новой индийской столицы - Нью-Дели.
Проект Лаченса находится в русле традиции британского
градостроительства, более необычно его стремление превратить столицу
огромной страны в «город-сад». Строительство грандиозной резиденции вице-короля Индии (ныне - индийского президента) стало венцом карьеры Лаченса.
Дочь Эдвина - известный композитор Элизабет Лаченс.
Он родился в Лондоне, вырос в Торсли (Thursley), графство Суррей. Он был назван в честь друга отца, художника и скульптора Эдвина Генри Ландсира (Edwin Henry Landseer). В течение многих лет он работал на Блумсбери-сквер 29 в Лондоне. Лаченс изучал архитектуру Лондон с 1885 по 1887 гг. в Южном Кенсингтоне (район Лондона), в Школе искусств.
После окончания колледжа он поступил в архитектурное бюро Эрнеста Джорджа и Гарольда Пето (Ernest George, Harold Peto). Именно здесь он впервые встретил сэра Герберта Бейкера (Herbert Baker), известного британского архитектора того времени.
Лаченс начал свою собственную практику в 1888 году, его первым проектом стал частный дом в Круксбери (Crooksbury), графство Суррей. В ходе этой работы, он встретил в саду дизайнера и садовода Гертруду Джекилл. В 1896 году он начал работать над домом для самой Гертруды Джекилл в Манстед Вуде близ Годалминга, графство Суррей. Это было началом их профессионального партнёрства, которое определило внешний вид многих загородных домов Лаченса.
Сады "Джекилл - Лаченса" наполнены выносливыми кустарниками и травянистыми насаждениями. Они сочетаются с классической архитектурой. Этот комбинированный стиль, сочетание формального и неформального. Контуры кирпичных дорожек смягчены развевающимися травами цветочных бордюров, наполненных розами, люпинами, дельфиниумами и лавандой. Этот стиль находился в прямом противоречии со стилем предыдущей эпохи 19 века, для которого напротив характерны очень формальные построения клумб.
Этот новый, "естественный" стиль был позже назван "английским садом" и считается таковым до сих пор.
Лаченс приобрёл славу и популярность, благодаря журналу Country Life, основанному Эдуардом Хадсоном (Edward Hudson). Журнал показал читателям очень много проектов домов Лаченса. Сам Хадсон являлся большим поклонником стиля Лаченса и поручил архитектору выполнить ряд проектов, в том числе создать штаб-квартиру журнала Country Life в Лондоне на Тависток Стрит 8.
Одним из его помощников в 1890-х годах был Максвелл Айртон (Maxwell Ayrton).
Изначально его проекты были связаны со стилем Arts and Crafts. Это например, проекты "Оверстранд Холл" (Overstrand Hall Norfolk) и "Монастырский лес" (Le Bois де Moutiers) (1898 г.) во Франции.
Overstrand Hall:
Но в начале 1900-х годов его работы стали более классическими. Его проекты были разного характера: от частных домов до двух церквей для нового Хэмпстед Гардена (Hampstead Garden) в пригороде Лондона, от замка Дрого для Джулиуса Дрюэ (Julius Drewe) в графстве Девон до проекта Нью-Дели в Индии (где он работал в качестве главного архитектора с Гербертом Бейкером и другими).
Он также спроектировал Марш Корт (Marsh Court) в графстве Хэмпшир. Марш
Корт - это дворец, который подытоживает 500-летнюю историю традиций
постройки британских поместий.
Marsh Court:
Перед окончанием Первой Мировой войны он был назначен одним из трёх главных архитекторов Императорской Комиссии по воинским захоронениям и участвовал в создании многих памятников в честь погибших. Крупные кладбища имеют Памятные камни, придуманные именно Лаченсом.
Самые известные из этих памятников находятся в Вестминстере и возле деревни Тьеваль (Thiepval) во Франции (Мемориал памяти пропавших без вести на Сомме).
Lutyens также отреставрировал замок Линдисфарн (Lindisfarne Castle) для его богатой владелицы.
Он был посвящён в рыцари в 1918 году и избран членом Королевской Академии в 1921 году.
В 1924 году стал членом вновь созданной Королевской комиссии изящных искусств, и эту должность занимал до самой своей смерти.
В 1924 году он завершил надзор за строительством Кукольного дома королевы Мэри. Он был построен для королевы Мэри в масштабе 1/12. На строительство ушло три года, дом собрал в себе работы лучших художников, мастеров и ремесленников начала ХХ столетия. Queen Mary's Dolls' House - грандиозное по миниатюрным масштабам сооружение: 1,52 метра высотой, 2,59 метра шириной, 1,49 метра глубиной и весит 4,5 тонны.
1. Общий вид (на фото слева)
2. Главные ворота и сад
3. Винный погреб
4. Гараж
5. Столовая
6. Вестибюль
7. Кухня
8. Библиотека
9. Комната-сейф для хранения драгоценностей
10. Салон
11. Вестибюль и лестница
12. Спальня королевы
13. Спальня короля
14. Королевская ванная комната
15. Швейная комната
16. Детская
17. Лестница
18. Детская спальня
19. Салон королевы
2. Главные ворота и сад
3. Винный погреб
4. Гараж
5. Столовая
6. Вестибюль
7. Кухня
8. Библиотека
9. Комната-сейф для хранения драгоценностей
10. Салон
11. Вестибюль и лестница
12. Спальня королевы
13. Спальня короля
14. Королевская ванная комната
15. Швейная комната
16. Детская
17. Лестница
18. Детская спальня
19. Салон королевы
Идея подарить кукольный дом королеве Мэри пришла в голову принцессе Мари
Луизе, внучке королевы Виктории, как символ её устойчивого правления в
течение Первой мировой войны. Проект быстро приобрёл национальную
важность, символизируя возрождение Великобритании в послевоенные годы,
он должен был показать жизнь королевской резиденции во всём
многообразии деталей.
За проект взялся, конечно, ведущий британский архитектор сэр Эдвин Лютенс, а ещё
около 1500 художников, мастеров и ремесленников внесли свой вклад в этот
уникальный шедевр. Сад был создан Гертрудой Джекилл.
Многие предметы в Доме Королевы Мэри - точные копии мебели и аксессуаров Виндзорского замка. Детали интерьеров постоянно напоминают, что это не просто богатый дом, но королевская резиденция. В салоне два серебряных трона, стоящие рядом, коллекция кожаных шкатулок для документов с золотым тиснением "The King" на каждой в библиотеке и, конечно, специально оборудованная комната-сейф для хранения королевских драгоценностей.
Дом был закончен за 11 недель до международной выставки
"Британская империя", где он стал главным экспонатом и привлёк к себе
более 1,6 миллионов посетителей. В 1925 году он демонстрировался на
выставке "Идеальный дом", после которой был перенесён в специально
оборудованный для него зал в Виндзорском замке, где находится по сей
день.
Гораздо меньше известно, что Лаченс проектировал ещё и мебель. Между тем, некоторые из его проектов мебели популярны и сегодня.
Лаченс оставил свои творения в Великобритании, Индии, Испании, Ирландии и т. д.
Emily Bulwer-Lytton:
В 1897 году Лаченс женился на леди Эмили Бульвер-Литтон (Emily Bulwer-Lytton (1874–1964 гг.)), третьей дочери графа Литтона, бывшего вице-короля Индии и графини Эдит, урождённой Виллерс (Edith Villiers). У них было пятеро детей, но брачный союз практически с самого начала был несчастливым. Несмотря на дорогостоящие архитектурные проекты Лаченс так и не стал очень богатым человеком, и его семье не удалось
перебраться из Лондона в собственное загородное поместье. К тому же вскоре после замужества леди Эмили увлеклась теософией и
восточными религиями, стала последовательницей учения индийского
философа Джидду Кришнамурти и на этой почве часто конфликтовала с мужем.
Дочь Лаченса Элизабет Лаченс стала известным композитором; другая дочь, Мария Лаченс, стала писательницей, она известна своими книгами о философе Кришнамурти. Внук Николас Ридли стал членом кабинета министров при Маргарет Тэтчер.
В последние годы своей жизни Лаченс несколько раз перенёс пневмонию. В начале 1940-х годов у него был диагностирован рак. Он умер 1 января 1944 года и был кремирован в Голдерс Грин, где он в 1914-1916 гг. спроектировал Philipson Mausoleum. Автором надгробного памятника Лаченсу в крипте собора Святого Павла в лондонском Сити стал его друг и коллега, архитектор Уильям Кёртис Грин (William Curtis Green).
Основные здания и проекты:
1901: Deanery Garden, Англия1925: Британская медицинская ассоциация, Лондон, Англия
1925: Старая ратуша Кенотаф, Торонто, Канада
1928: Хайдарабад Хаус (Hyderabad House), Нью-Дели, Индия
1929: Rashtrapathi Bhavan, Нью-Дели, Индия
1930: Замок Дрого, Девон, Англия
1935: The Midland Bank, Манчестер, Англия
1936: Baroda House, Нью-Дели, Индия
Viceroy's House (теперь известен как Rashtrapati Bhavan):
Комментариев нет:
Отправить комментарий