среда, 7 февраля 2018 г.

Памятник морякам Тихоокеанского флота, погибшим в 1945 году в боях с японскими милитаристами



Рядом с техническим лицеем Владивостока расположен Гайдамакский сквер, где установлен памятник морякам Тихоокеанского флота, погибшим в 1945 году в боях с японскими милитаристами



В братской могиле захоронены останки восьми неопознанных моряков-десантников. 
Сначала было принято решение установить памятник погибшим морякам-тихоокеанцам, а после того, как он был изготовлен, появилась братская могила. 

Сначала было неясно, сколько здесь похоронено моряков.
То, что здесь, в небольшой ограде братской могилы, захоронены останки восьми неопознанных тел моряков-десантников, обнаружила и уточнила творческая группа экскурсионного совета Международного выставочного центра музея им. В. Арсеньева, когда  во главе с Татьяной Бульбах начала разрабатывать новую экскурсию, посвященную 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Через три месяца после всеобщего майского ликования по случаю Победы советского народа в Великой Отечественной в 1945 году, началась новая война - с Японией. Она длилась ровно 25 дней. За этот короткий срок были освобождены побережье Северной Кореи, южный Сахалин, Курильские острова. Цена этой победы была высока  - её заплатили своей жизнью около 600 одних только моряков-тихоокеанцев, 42 участника этих сражений были удостоены звания Героя Советского Союза.

3 сентября 1945 г. Верховный главнокомандующий издал приказ (№ 373) о том, что 2 сентября в Токио представители Японии подписали акт о безоговорочной капитуляции. Москва салютовала героям 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. Следом вышел новый приказ по войскам Красной армии и Военно-морского флота, где, в частности, говорилось:

 «Все тела погибших, бойцов и офицеров, захороненных в индивидуальных могилах на полях сражений Маньчжурии, Кореи и Внутренней Монголии в течение сентября 1945 года отрыть, перевезти в ближайшие города или крупные населенные пункты, где и захоронить в братских могилах с отданием всех воинских почестей».
 
На сопредельных с Россией территориях и сегодня можно встретить не одну советскую братскую могилу «образца» 1945 года.
Есть такая и в городе нашенском. После приказа Верховного главнокомандующего Приморский крайком ВКП(б) и Военный совет Тихоокеанского флота в свою очередь 5 сентября 1945 г. приняли совместное решение о создании во Владивостоке памятника морякам-тихоокеанцам, отдавшим жизнь в боях с милитаристской Японией. Из мест боев за города Сейсин и Расин во Владивосток в конце того же месяца были доставлены останки восьми неопознанных тел моряков-десантников, и 30 сентября 1945 года их торжественно захоронили в братской могиле. Вот почему на монументе нет ни одной фамилии.

«Есть память, которой не будет конца» - эта стихотворная строка легла в название новой владивостокской экскурсии, посвященной Великой Победе.  Верно говорят: человек живёт, пока о нём помнят. 


Над могилой установлен обелиск, сооружённый по проекту архитектора М. С. Смирнова.
Обелиск представляет собой усечённую четырёхгранную пирамиду из декоративного бетона, увенчанную квадратной капителью, над которой на тонком шпиле водружена позолоченная пятиконечная звезда. На боковых гранях обелиска укреплены чугунные барельефные эмблемы морских десантников - якорь и распростёртые крылья. На передней грани - чугунная мемориальная доска из дубовых листьев.
Памятник морякам, установлен в Гайдамакском саду, названным так в честь одного из первых русских кораблей, плававших в дальневосточных водах в позапрошлом веке.

Парк "Гайдамак" назван в честь одноимённого парусно-винтового клипера, экипаж которого во второй половине ХIХ века вёл активные военные и навигационно-гидрографические изучения побережья Тихого океана. "Гайдамак" выполнял ещё и дипломатическую миссию в Японии.

Есть несколько версий о том, кто похоронен в братской могиле:
1. В могиле покоятся останки воинов-тихоокеанцев, умерших в госпитале ТОФ (находящемся через дорогу). Эту версию высказали работники музея ТОФ, но она не подтвердилась.
2. Здесь похоронены моряки-десантники, погибшие при освобождении городов Сейсин, Ченган, Расин и Юкки. Эта версия является официальной.
3. В захоронении покоятся останки моряков бригады торпедных катеров, базировавшихся в бухте Улисс и погибшие после окончания войны с Японией. Эту версию высказал член "Русского географического общества" В. Клименко, основывая её на том, что впереди траурного эскорта шёл командир 2-го дивизиона торпедных катеров бухты Улисс капитан-лейтенант Михаил Малик.
4. Бойцы "Большого охотника" № 306, ошибочно обстрелянного сторожевым кораблём "Вьюга" в результате роковой случайности. Версия принадлежит Дмитрию Олеговичу Дмитриеву, члену учёного совета "Русского географического общества". Факт обстрела "Большого охотника" № 306 сторожевым кораблём "Вьюга" описан в военных мемуарах Владимира Дмитриевича Успенского "Глазами матроса". Это случилось 14 августа 1945 года, когда "Вьюга" сопровождала морской караван. Итогом роковой случайности стала гибель шестерых бойцов и ранение ещё десяти. Двое могли скончаться от ран, а полтора месяца, разделявшие трагедию и похороны, потребовались для завершения расследования дела, которое, конечно же, никто не хотел придавать огласке.
5. Наспех захороненные останки участников боёв с империалистической Японией были эксгумированы и привезены во Владивосток, а 30 сентября 1945 года с почестями захоронены в безымянной могиле Гайдамакского сквера. Этой версии придерживается автор военных мемуаров "Корабли и годы" Юлий Николаевич Гераськин, участник войны, контр-адмирал в отставке. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий