Стела основателям Владивостока.
История нашего по-своему уникального города тесно
связана с развитием Российского государства. Чтобы глубже понять
значение Владивостока на берегах Тихого океана, следует обратиться к его
прошлому, истории создания и развития.
Предыстория основания
Владивостока связана с вопросом о присоединении к России Приамурского
края.
Пока Европа искала новые материки, устремляя взоры на юг, внимание
России было направлено на восток, за Урал - в Сибирь, так называлась
территория от Урала до океана.
Значение Амура было выяснено ещё в XVII
веке, тогда и началось активное освоение этого района. Чуть более полувека
(от похода Ермака) понадобилось России, чтобы пересечь Сибирь и выйти к
Великому океану. Эта заслуга принадлежит томскому казаку Ивану
Москвитину и его сподвижникам. Произошло это в 1639 году.
Вслед за ним
в 1644 году экспедиция Василия Пояркова достигла Амура, через 4 года Семён
Дежнев и Федот Попов прошли проливом, разделяющим Азию и Америку.
А в
1651 году Ерофей Хабаров поставил на Амуре первое русское поселение –
Албазинский острог.
В 1653 году Онуфрий Степанов уже был на Уссури.
Однако
русские не успели ещё достаточно прочно обосноваться в этом регионе,
как по Нерчинскому договору 1689 года вынуждены были оставить берега
Амура.
С этого времени все усилия землепроходцев направлены на
расширение освоения Камчатского и Охотского побережий. Россия быстро
преодолела Тихий океан и достигла Аляски, где была основана русская
колония. Но выход к Тихому океану мало что дал России: не было удобных
гаваней, дорог к ним, а значит, не было связи с миром. Выход оказался
тупиком.
Развитие торговли на востоке, необходимость снабжения
Камчатки и Охотска, обороны Восточной Сибири от посягательств со
стороны иностранных государств в XVIII веке вынуждали русское
правительство обращать свои взоры на Амур.
В 1765 году правительство
специально направляет в Китай курьера Братищева с целью
“исходатайствовать позволения о свободном проходе российских судов по
реке Амуру с хлебом и другими припасами для гарнизонов в крепости и
острогов по северо-восточным берегам”. Но в то время Россия не
располагала ещё необходимыми средствами для решения этого вопроса и
оставила его открытым до первой половины XIX века.
В первой половине XIX века экономическое развитие
России способствовало расширению внешней торговли, в том числе с Китаем и
Японией. Определённую выгоду приносила и Российско-Американская
компания. Для расширения коммерческих операций со странами Востока
русские настойчиво искали удобные порты и гавани.
Кругосветные
путешествия моряков под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф.
Лисянского в 1803 году, О.E. Коцебу, Ф.П. Литке в 1815 году, В.М. Головнина в
1817 году и др. имели цель проложить морские пути русским судам на
восток, изыскать для них наиболее удобные гавани и бухты.
Перспективы развития Восточной Сибири, расширение
торговли с азиатскими странами, борьба иностранных держав за захват
мировых рынков, в том числе в Юго-Восточной Азии, настойчиво требовали
от русского правительства защищать Восточную Сибирь от нападений
европейских стран, поэтому высшие правительственные круги не
возвращались к амурскому вопросу с целью пересмотра русских границ.
Заключив в XIX веке Айгунский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.) договоры с
Китаем, Россия мирным путём разрешила двухвековой спор по амурскому
вопросу и подготовила одну из предпосылок для основания Владивостока.
Россия во все времена стремилась на север. Теперь,
чтобы удержать свои северные владения, она должна была повернуть на юг.
Первым делом нужно было найти незамерзающий выход в Тихий океан и
построить порт, который позволил бы государству фактически владеть
своими восточными территориями.
В конце 1859 года было принято решение открыть военный
пост в пустынной бухте, впоследствии названной Золотым Рогом.
Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв предписал командиру
Сибирской эскадры русских судов П.В. Казакевичу занять и укрепить два
пункта для небольших команд в гаванях Новгородской (залив Посьет) и
Владивосток, “крейсировать в залив Петра Великого, описать все берега
его от границ с Кореей до бухты Ольги к северу со всевозможной
точностью и подробностью”.
Именно в этом распоряжении впервые
встречается название “Владивосток”. В него вложено большое содержание –
“Владей Востоком”.
В то время Россия могла сохранить русский Дальний
Восток при условии создания крупного военного и торгового флота, который
мог базироваться в одной из южных гаваней, а также наличия боеспособной
армии. Необходимо было быстро заселить новые территории и развить
земледельческое хозяйство в Приамурье и Приморье. В противном случае на
них могли претендовать Китай и Япония.
2 июля (20 июня по старому стилю) 1860 года военный транспорт “Манджур” под командованием капитан-лейтенанта А.К. Шефнера доставил в бухту Золотой Рог из Николаевска-на-Амуре 28 солдат 3-й роты 4-го линейного Восточно-Сибирского батальона, двух унтер-офицеров и одного обер-офицера - прапорщика Н.В. Комарова.
“Манджур” привёз необходимый запас продовольствия, оружие, боеприпасы и одежду. На месте высадки с транспорта в 1985 году, к 125-летию Владивостока, был открыт памятный знак – стела.
Солдатские палатки были разбиты на возвышенной части
северного берега бухты Золотой Рог, там, где теперь пересекаются улицы
Береговая, Уборевича и сад краевой больницы физических методов лечения.
Посетивший в 1860 году Владивостокский пост этнограф С.В. Максимов описал увиденное такими словами: “Порт
можно считать лучшим изо всех. Он многим напоминает Ольгу (бухту), но
только меньше её, уютнее, теплее и веселее. Впрочем, те же дубы кругом,
те же картинные горы. В низменностях речки журчат, в берегах много
ключей бьёт. На днях поставленный пост наш своими белыми палатками
хорошо глядит в группе ещё не вырубленных и ещё только расчищенных
деревьев”.
До русских тут никто не жил. Эти берега не привлекли
ни племена мохэ, основавших великое царство Бохай, ни пришедшим им на
смену чжурчженей. Не нужны они оказались и монгольским ханам. Ютились
лишь по берегам несколько бедных китайских фанз, да наведывались изредка
ловцы трепанга. Именно они некогда прозвали бухту – залив Золотого трепанга.
В 40-х годах XIX века в тихоокеанских водах неоднократно появлялись
суда Англии и Франции. На английских картах даже появился порт Мэй (так
они назвали будущую бухту Золотой Рог) и залив Виктория (впоследствии
залив Петра Великого). Однако занятые покорением стран Юго-Восточной
Азии европейские державы не предприняли шагов к захвату бухт на юге
Приморья.
В помощь прапорщику Комарову для охраны поста 5
августа 1860 года во Владивосток пришёл корвет “Гридень” под командованием
лейтенанта Г.Х. Эгершельда. Его экипаж начал заготовку леса на
строительство жилья. Для личного состава поста были построены казарма,
офицерский флигель, кухня и сарай для провизии. Для экипажа корвета -
казарма, мастерская, кузница, заканчивались работы по офицерскому
флигелю. Мастерская и кузница были возведены для ремонта судна и
использовались в качестве бани. Впоследствии срубленные моряками казармы
“гриденьские” - стали одной из достопримечательностей порта.
Штурман
корвета П.Ф. Чуркин и лейтенант Де Ливрон произвели промеры и опись
бухты. Были даны названия отдельным пунктам и участкам полуострова, их
нанесли на карту. Полуостров, омываемый Амурским и Уссурийским заливами,
был назван именем генерал-губернатора Н.Н. Муравьёва-Амурского.
Красивейшую бухту назвали Золотым Рогом, а пролив - Босфором Восточным
за некоторую схожесть с гаванью турецкой столицы - Стамбула.
Двум
входным мысам в бухту были даны имена Эгершельда и Чуркина. Хотя в
народе название “Эгершельд” закрепилось за полуостровом, который в
действительности носит название полуострова Шкота.
Последним в первый год жизни поста в бухту Золотой
Рoг 6 ноября пришёл и остался зимовать транспорт “Японец”, командиром
которого был лейтенант Н.Я. Шкот. Он доставил различные материалы,
несколько солдат и первых двух женщин-поселянок. Таким образом, в свою
первую зиму 1860-1861 годов Владивосток с учётом экипажа “Манджур”
насчитывал свыше 200 жителей.
Так возник военный пост Владивосток, основателями которого считаются Н.Н. Муравьев-Амурский, П.В. Казакевич, А.К. Шефнер и Н.В. Комаров
с 28 солдатами и двумя унтер-офицерами.
Почти одновременно с
Владивостокским военным постом были созданы посты в других пунктах
Приморья, в том числе в бухтах Ольге, Новгородской, Турий Рог,
Камень-Рыболов, Троицкой и ряде других. Основание Владивостока означало,
что дальнейшая русская колонизация будет направлена в Приамурье и
Приморье, то есть в южные области Дальнего Востока.
Музей-корабль «Красный вымпел»:
Сторожевой корабль «Красный вымпел» пришвартован на постоянную стоянку на причале во Владивостоке, является филиалом Военно-исторического музея ТОФ.
Корабль изначально был собран как яхта для администрации и носил имя «Адмирал Завойко», спущен на воду на петербургской верфи в 1910 году. Почти через год судно уже было в Петропавловске-Камчатском, где эксплуатировалось для административных и гражданских нужд, в том числе перевозило пассажиров.
В подчинение военного ведомства яхта переведена с началом Первой мировой войны. В последующие революционные годы «Адмирал Завойко» переходил от красных к белым и обратно, в течение двух лет даже находился в Шанхае в эвакуации.
Класс сторожевого корабля присвоен бывшей яхте в 1923 году, и на службу судно было введено уже под новым названием - «Красный вымпел».
В 1920-е годы «Красный вымпел» был неоднократно задействован в прибрежных сражениях с белогвардейцами, участвовал в исследовательских экспедициях, одним из первых был включён во вновь образованный в 1932 году Тихоокеанский флот.
Во время Великой Отечественной войны экипаж «Красного вымпела» выполнял задания по обнаружению и тралению мин, за что был награжден боевыми орденами.
У берега Владивостока «Красный вымпел» пришвартован в 1958 году, в его помещениях разместился музей.
В дальнейшем причал у Корабельной набережной судно-музей покидало лишь в 2014 году - на время планового ремонта, продолжавшегося почти 3 месяца.
Сейчас музей «Красный вымпел» - популярный экскурсионный объект, посещение которого туристы часто совмещают с экскурсией по подлодке С-56.
Класс сторожевого корабля присвоен бывшей яхте в 1923 году, и на службу судно было введено уже под новым названием - «Красный вымпел».
В 1920-е годы «Красный вымпел» был неоднократно задействован в прибрежных сражениях с белогвардейцами, участвовал в исследовательских экспедициях, одним из первых был включён во вновь образованный в 1932 году Тихоокеанский флот.
Во время Великой Отечественной войны экипаж «Красного вымпела» выполнял задания по обнаружению и тралению мин, за что был награжден боевыми орденами.
У берега Владивостока «Красный вымпел» пришвартован в 1958 году, в его помещениях разместился музей.
В дальнейшем причал у Корабельной набережной судно-музей покидало лишь в 2014 году - на время планового ремонта, продолжавшегося почти 3 месяца.
Сейчас музей «Красный вымпел» - популярный экскурсионный объект, посещение которого туристы часто совмещают с экскурсией по подлодке С-56.
Памятный знак "Пионерам подводного плавания на Тихом океане" (Memorial to Pioneers of Diving in The Pacific Ocean).
Памятный знак "Пионерам подводного плавания на Тихом океане" решено было
установить в 2006 году по просьбе участников Дальневосточного клуба
моряков-подводников.
Памятник писателю, общественному деятелю,
Нобелевскому лауреату Александру Солженицыну на Корабельной набережной
во Владивостоке:
Торжественное открытие памятника писателю Александру Исаевичу Солженицыну состоялось 5 сентября 2015 года.
Автор памятника - скульптор Пётр Чегодаев.
На церемонии присутствовал сын
писателя Ермолай Солженицын.
Комментариев нет:
Отправить комментарий