Л.С. Бакст (1866–1924 гг.). Портрет А.Н. Бенуа, 1898 год (бумага, акварель, пастель, 64,5 х 100,3 см)
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960 гг.) - художник-график, живописец, театральный
художник, издатель, литератор. Представитель русского модерна.
А.Н. Бенуа родился девятым ребёнком в семье известного архитектора и рос
в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил.
Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-1894 гг.), но
при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и
живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно,
что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории
живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 году. О нём сразу заговорили
как о талантливом искусствоведе. В 1893 году Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели
окрестностей Петербурга.
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две
темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX
века" и "Франция Людовика XIV".
В 1897 году по впечатлениям от
поездок во Францию он создал первую серьёзную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV",
- показав себя в ней самобытным художником. В 1897-1898 годах он пишет акварелью и
гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и
атмосферу старины.
В «Русской серии» Бенуа 3
композиции посвящены Петру и его эпохе («В немецкой слободе», «Петербургская
улица при Петре I» и «Пётр I на прогулке в Летнем саду»), четыре других
повествуют о конце XVIII века («Утро помещика», «Суворовский лагерь», «Выход Екатерины II в Царскосельском
дворце» (1907 год) и «Парад при Павле I»
(1907 год)).
«Парад при Павле I» считается высшим достижением в русском цикле
Бенуа, и лучшая среди его исторических композиций вообще.
К началу 20 века
Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Природа
интересует художника главным образом в её связи с историей. Ещё Бенуа
иллюстрирует произведения А.С. Пушкина.
В конце XIX века он организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем.
Много работал в книжной графике. В историю русской книжной графики художник
вошёл своей книгой "Азбука в
картинах Александра Бенуа" (1905 год) и иллюстрациями к "Пиковой
даме" А.С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899 год, 1910 год), а
также иллюстрациями к "Медному всаднику".
Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал
свои "Художественные письма"
(1908-1916 гг.) в газете "Речь". Как историк искусства
он издал книгу "Русская живопись в
XIX веке", начал выпускать серийные издания "Русская школа
живописи" и "История живописи всех времен и народов",
журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель
по картинной галерее Эрмитажа" (1911 год).
Бенуа принимает участие в оформлении "Русских
сезонов", организованных С.П. Дягилевым в Париже, которые включали в
свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические
концерты. Бенуа оформил оперу Вагнера "Гибель богов" на сцене
Мариинского театра, затем исполнил эскизы декораций к балету Н.Н. Черепнина "Павильон
Армиды" (1903 гг.), либретто которого сочинил сам. Одним из высших его
достижений были декорации к балету И.Ф. Стравинского "Петрушка"
(1911 год). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два
спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913 год) и некоторое время даже участвовал в
руководстве театром вместе с К.С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
После революции 1917 года Бенуа принимал деятельное
участие в работе организаций, связанных с охраной памятников искусства и
старины, а с 1918 года занялся ещё и музейным делом - стал заведовать Картинной
галереей Эрмитажа.
На протяжении 1918-1922 годов мастер выполнил 25 литографий серии «Петергоф»: аллеи и
перспективы парка, архитектурные пейзажи и водные бассейны, изображения
мраморных скульптур и фонтанов. Они созданы в годы гражданской войны, голода и
разрухи, когда фонтаны бездействовали, а в парке царило запустение, но листы
этой серии изображают Петергоф величаво спокойным и гармоничным, каким знал с
детства и любил его художник.
С 1926 года он жил в Париже, где и скончался.
Итальянская комедия
(1906 год):
Парад при Павле 1 (1907 год):
Комментариев нет:
Отправить комментарий