Изготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью на крышках
возникло в нынешнем посёлке Мстёра Владимирской области в тридцатые годы
нашего столетия.
Сначала были различные бытовые предметы из
дерева, расписанные темперными красками и покрытые слоем лака: круглые
плоские коробочки с орнаментом, лоток с лубочной сценкой, сосуды с
крышками (так называемые кубышки), одни с персонажами песен Кольцова,
другие - с библейскими сюжетами. Изображение святой троицы или скачущих
на лошадях волхвов, помещённые на закругленных стенках сосудов, вызывают
невольное удивление. Чтобы понять, как появились на свет эти предметы
из дерева, созданные в постреволюционные годы, нужно обратиться к ещё
более раннему периоду истории Мстёры.
Богоявленская слобода Мстёра Возниковского уезда Владимирской
губернии, начиная с XIV века была одним из многих в то время центров
иконописи. К середине XVIII столетия на долю владимирского края выпала
миссия продолжения иконописного дела, когда в других центрах оно шло к
затуханию. Именно во Мстёре, а также в Палехе и Холуе с этого времени
сосредоточилось основное производство икон, расходившихся по всей
России.
В 1923 году на международной выставке Полешане представили свои
шкатулки с миниатюрами. Деревянные предметы мстёрцев не выдержали
конкуренции с яркими произведениями палешан. Обидным было такое
поражение для мстёрцев. Решили и они использовать под миниатюру тот же
материал - папье-маше.
Шкатулки, ларцы, папиросницы, из папье-маше стали прекрасной
основой для миниатюрной темперной живописи, в которой мастера нашли
новые возможности для развития своего искусства.
В 1931 году во Мстёре образовалась артель (Пролетарское
искусство), где был создан цех в котором стали работать над созданием
шкатулок многие бывшие иконописцы. Зачинателями этого искусства были
Н.П. Клыков, А.Н. Брягин, А.Ф. Катягин, Е.В. Юрин, И.Н. Морозов, В.Н.
Овчинников, Г.Т. Дмитриев.
С 1930-х до начала 50-х годов во Мстёре сложились и получили
развитие основные особенности стиля местной лаковой миниатюры. За это
время мстёрцы достигли высокого профессионального мастерства и создали
немало замечательных произведений. В отличие от образов палехских
художников персонажи Н.П. Клыкова - вполне реальные люди, действующие в
реальной, даже конкретной обстановке. Но здесь есть необходимая в
лаковой миниатюре степень условности и обобщения. Постепенно нам
открываются средства её достижения. В композиции явно читаются три
плана. Первый - полоса земли - как бы отодвигает действие вглубь
своеобразной сцены, обрамленной декорацией, представляющей густой лес на
фоне светлого неба. Большую роль играет колорит, построенный на
сочетаниях открытых, чистых красок, которыми Клыков лепит фигуры
персонажей, подчеркивая их объёмность не светотенью, а бликами. Пейзаж
оставляет ощущение реального, благодаря голубым небесам с облаками,
ветвистым деревьям и колориту, передающему атмосферу тёплого, солнечного
дня.
1960-е годы ознаменовались принципиально новым этапом в искусстве
Мстёры. Это время можно считать периодом поисков нового подхода к
лаковой миниатюре, Что выразилось в стремлении художников расширить круг
сюжетов и образов и обновить средства выразительности. Большой интерес
проявился к исторической теме. В работах 60-х годов встречается и
попытка осмыслить изображаемые события, и выразить своё отношение к ним.
В произведениях художников 70-х годов предстаёт сложная и многогранная картина
современного искусства Мстёры, своими корнями уходящего в глубь веков, а
целями и задачами уходящего в будущее. Многие из особенностей,
появившихся в последнее десятилетие, получают развитие в миниатюре 70-х
годов. Это всё большее развитие декоративного начала, причём
декоративность понимается художниками иначе, чем её понимали
основоположники мстёрского искусства.
Не случайно и то, что фольклор и русская история являются
источниками вдохновения художников современной Мстёры. Наряду с желание
воплотить в своих произведениях исконные черты русского народа,
мстёрские художники видели в этих темах большие возможности и для
создания декоративных композиций.
В последние годы у мстёрцев появилось стремление вернуться к
пейзажной миниатюре 1930-50 гг. с её голубыми небесами, пространственным
построением композиций, передачей окружающей жизни. Во Мстёре растёт
новое поколение молодых художников. Пройдёт немного времени, и коллекция
пополнится произведениями, в которых перед нами предстанет новое лицо
уникального искусства Мстёры.
В 1970-80 годы работают мастера нового поколения – В.Ф. Некосов, Ю.М. Ваванов, Л.Г. Зуйков, П.И. Сосин, В.К. Мошкович, В.Л. Тихомиров, А.М. Догадин и другие.
20 мая 1998 года на базе фабрики «Пролетарское искусство» организован Производственный кооператив «Центр традиционной Мстёрской миниатюры». Устояло творческое ядро коллектива живописцев, которые сохраняют традиционную узорность, мягкий колорит, построенный на живописных нюансах. Центр на сегодня является единственным предприятием в поселке, где сохранена уникальная технология производства папье-маше.
Продукция Центра относится к изделиям народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. Основной перечень образцов изделий Центра традиционной Мстерской миниатюры зарегистрирован в Министерстве промышленности, науки и технологии Российской Федерации 18 декабря 2001 года.
Искусство лаковой живописи Мстеры входит в перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов Владимирской области (Постановление главы Администрации Владимирской области от 30.03.2001 г.).
В 1970-80 годы работают мастера нового поколения – В.Ф. Некосов, Ю.М. Ваванов, Л.Г. Зуйков, П.И. Сосин, В.К. Мошкович, В.Л. Тихомиров, А.М. Догадин и другие.
20 мая 1998 года на базе фабрики «Пролетарское искусство» организован Производственный кооператив «Центр традиционной Мстёрской миниатюры». Устояло творческое ядро коллектива живописцев, которые сохраняют традиционную узорность, мягкий колорит, построенный на живописных нюансах. Центр на сегодня является единственным предприятием в поселке, где сохранена уникальная технология производства папье-маше.
Продукция Центра относится к изделиям народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. Основной перечень образцов изделий Центра традиционной Мстерской миниатюры зарегистрирован в Министерстве промышленности, науки и технологии Российской Федерации 18 декабря 2001 года.
Искусство лаковой живописи Мстеры входит в перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов Владимирской области (Постановление главы Администрации Владимирской области от 30.03.2001 г.).
Лаковая шкатулка (малая) Рояль с ручной росписью "Цветы":
Материалы: папье-маше, темперные краски, сусальное золото.
Размеры изделия:
Длина - 7,8 см, ширина 6,4 см, высота 5,2 см.
Вес 0,04 кг.
Размеры изделия:
Длина - 7,8 см, ширина 6,4 см, высота 5,2 см.
Вес 0,04 кг.
Мстёрская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества.
Местом действия персонажей миниатюр чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль "русских палат".
Местом действия персонажей миниатюр чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль "русских палат".
Это отличает мстёрскую миниатюру от палехской, композиции которой написаны на чёрном фоне.
Вслед за Палехом и наряду с Холуем Мстёра стала родиной нового вида
искусства - лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Бывшие
иконописцы создали его на основе традиций самого консервативного из
искусств, проявив подлинное творческое новаторство. Миниатюра Мстёры
вобрала в себя многие особенности иконописи, в частности, новгородских и
строгановских писем XVII века. Переход старых мастеров к новому
искусству и создание ими стиля миниатюры был процессом закономерным,
естественно вытекавшим из потомственного ремесла и его канонов.
В то же время условность приёмов стала органичной и неотъемлемой частью
искусства Мстёры, ведь всякая условность в народном искусстве основана
на восприятии реального, и кроме опыта прошлого, другим вечным родником,
питающим творчество художников, является природа и современная
действительность, преобразованные в русло местной художественной
системы.
Разные мастера избирательно подходили к отдельным элементам канона и
по-своему их интерпретировали. Таким образом, на тончайших нюансах
изменений и перестройки внутри системы местного искусства происходит, с
одной стороны, развитие традиций, а с другой - формирование авторских
манер миниатюристов в недрах общего стиля искусства промысла. На таком
неразрывном единстве зиждется глубоко народный характер мстёрской
миниатюры.
Роспись шкатулки или ларца начинается с подробно проработанного
линейного рисунка, который предварительно выполняется карандашом на
бумаге. Затем рисунок тщательно переводится с кальки на загрунтованную
поверхность шкатулки. После этого приступают к раскрытию рисунка цветом:
раскладка цвета в пределах заданной формы рисунка, моделировка деталей
рисунка с помощью теневой росписи и околоконтурных притенений, затем
стадия работы в светлых частях формы, которая состоит из целого ряда
последовательных приемов живописи, и, наконец, делается разделка
твореным золотом или серебром.
Приготовление красок и золота к работе - главный вопрос технологии
миниатюрной живописи. Известно, что темперные краски приготовляются из
порошковых пигментов на специальной эмульсии, основой которой является
желток куриного яйца. Эта эмульсия представляет собой раствор, состоящий
из клея и воды.
Орнамент как специфическая форма изобразительного искусства очень своеобразен. Он в состоянии то приближаться к натуральному миру растений, то удаляться от него в сторону наибольшей условности, превращаясь в геометрический узор, состоящий из отрезков прямых линий.
Орнамент как специфическая форма изобразительного искусства очень своеобразен. Он в состоянии то приближаться к натуральному миру растений, то удаляться от него в сторону наибольшей условности, превращаясь в геометрический узор, состоящий из отрезков прямых линий.
В
Мстёрском орнаменте используются традиционные древнерусские узоры. На
этой основе возникло качественно новое искусство орнаментальной росписи,
значительно обогатившее и расширившее возможности лаковой миниатюры
Мстёры.
Иготовение одной шкатулки занимает не меньше 3 месяцев.
Image - http://dobriy-vasya.livejournal.com
Image - http://dobriy-vasya.livejournal.com
Коробочку можно сделать любой формы и размера - для этого на болванку
многократно клеят промазанные листы картона, прессуют, пропитывают
маслом, а затем сушат в специальных печах.
Так делают дно шкатулки и её крышку.
После этого шкатулку собирают, грунтуют, покрывают лаком и сушат.
Так делают дно шкатулки и её крышку.
После этого шкатулку собирают, грунтуют, покрывают лаком и сушат.
Image - http://dobriy-vasya.livejournal.com
Image - http://dobriy-vasya.livejournal.com
Как и в иконописи, живопись на шкатулках выполняется сейчас, как и раньше, красками на яично-желтковой эмульсии.
Работа невероятно кропотливая и изящная, требует огромного терпения и усидчивости.
Вот подобный стол мастера:
Работа невероятно кропотливая и изящная, требует огромного терпения и усидчивости.
Вот подобный стол мастера:
Image - http://dobriy-vasya.livejournal.com
Сначала рисунок, который будет на шкатулке, делается карандашом на бумаге, а затем переводится на кальку.
После этого линии рисунка пробиваются мелкой иглой.
После этого линии рисунка пробиваются мелкой иглой.
Image - http://dobriy-vasya.livejournal.com
А всё для того, чтобы нанести его линии на поверхность шкатулки.
Кальку накладывают на крышку и натирают сухим порошком краски - делают "припорох".
Кальку накладывают на крышку и натирают сухим порошком краски - делают "припорох".
Image - http://dobriy-vasya.livejournal.com
Берут темперные краски, которые приготовлены из порошковых пигментов на специальной эмульсии.
И до настоящего времени её основа - желток куриного яйца.
Ну а затем просто раскрашивают рисунок.
И до настоящего времени её основа - желток куриного яйца.
Ну а затем просто раскрашивают рисунок.
Image - http://dobriy-vasya.livejournal.com
Сначала идёт "роскрышь" - это первичная раскраска рисунка, затем делается теневая роспись.
Почти в самом конце работают белыми и прозрачными красками - "оживка", когда светлыми тонами усиливают глубину рисунка.
Работа просто ювелирная.
Для удобства мастера используют деревянную подставочку.
Почти в самом конце работают белыми и прозрачными красками - "оживка", когда светлыми тонами усиливают глубину рисунка.
Работа просто ювелирная.
Для удобства мастера используют деревянную подставочку.
Image - http://dobriy-vasya.livejournal.com
В конце наносится орнамент.
Из золота с клеем. Со слов мастеров, самое лучшее - московское сусальное.
Из золота с клеем. Со слов мастеров, самое лучшее - московское сусальное.
Image - http://dobriy-vasya.livejournal.com
Image - http://dobriy-vasya.livejournal.com
Ornament as a specific form of art is very original. He is able to approach the natural world of plants, then move away from it in the direction of the largest conventions, becoming a geometric pattern consisting of straight line segments. In Mstyorskya uses traditional ancient Russian ornament patterns. On this basis, there was an entirely new art of ornamental painting, greatly enrich and expand the capabilities of lacquer miniature Mstyora.
Image - http://dobriy-vasya.livejournal.com
В конце берется зуб от домашней скотины.
И орнамент натирается, приобретая металлический оттенок.
И орнамент натирается, приобретая металлический оттенок.
Image - http://dobriy-vasya.livejournal.com
Затем рисунок снова многократно покрывают лаком и сушат.
И вот результат - расчудесная шкатулочка.
И вот результат - расчудесная шкатулочка.
Image - http://dobriy-vasya.livejournal.com
Есть произведения искусства, стоимость которых достигает нескольких тысяч американских долларов...
Image - http://dobriy-vasya.livejournal.com
Mstyora (or Mstera) miniature is a Russian folk handicraft of miniature painting, which is done with tempera paints on varnished articles mostly made of papier-mâché.
Mstyorskya miniature form of a traditional Russian miniature painting in
tempera paint on paper mache, formed the beginning of the 1930s in
the village Mstera (Mstyora) from local icon painting.
Mstyora village, the former pre-revolutionary settlement of the Epiphany, a lively area of land of Vladimir, unique wealth of the developed here has long crafts: icon painting, embroidery, embossed, cheap popular.
The basis for the development of lacquer miniatures served as the local icon painting tradition that existed here the end of XVIII century.
Mstyora village, the former pre-revolutionary settlement of the Epiphany, a lively area of land of Vladimir, unique wealth of the developed here has long crafts: icon painting, embroidery, embossed, cheap popular.
The basis for the development of lacquer miniatures served as the local icon painting tradition that existed here the end of XVIII century.
Mstyorskya miniature accepted the artistic traditions of ancient art and folk art.
The scene of the characters of miniatures is often a carefully designed landscape or group "Russian Chambers".
The scene of the characters of miniatures is often a carefully designed landscape or group "Russian Chambers".
This is different from Palekh miniature Mstyora, the compositions of which are written on a black background.
Following Palekh and along with Hal Mstyora became home to a new kind of
art - lacquer miniature painting on papier - mache. Former painters have
created it based on the traditions of the most conservative of the arts, showing genuine creative innovation. Thumbnail Mstyora incorporated
many features of iconography, in particular Novgorod and Stroganov
letters XVII century. The transition of the old masters to a new art
style and the creation of their miniatures was a natural process, flow
naturally from a hereditary craft and its canons.
At the same time, the convention has become an organic techniques and an
integral part of the art Mstyora because every convention in the folk
art is based on the perception of the real, and also the experience of
the past, the other eternal spring, feed the creativity of artists, is
the nature of contemporary reality and transformed into the mainstream
of the local art system.
Different master's selective approach to individual elements canon ,
and in his own way to interpret them. Thus, the subtle nuances of change
and adjustment within the system of local art is, on the one hand, the
development of traditions, and on the other - the formation of
copyright in the manner of miniature art style bowels of the total
fishery. On such an indissoluble unity rests deeply popular character Mstyora miniatures.
Painting box or casket begins with a detailed prorated linear pattern
that is preset with a pencil on paper. Then, drawing carefully
translated from tracing paper onto the primed surface boxes. After that
start to reveal the picture color: color layout within a given shape
figure, the modeling of the pattern with the shadow okolokonturnyh
painting and shading , and then step in light of the parts of the form,
which consists of a series of successive techniques of painting, and
finally, the cutting is done melted gold or silver .
Preparation of paints and gold to work - the main question of technology
of miniature painting. It is known that tempera paints are made from
powdered pigments in a special emulsion, the foundation of which is the
yolk of an egg. This emulsion is a solution consisting of glue and
water.
Ornament as a specific form of art is very original. He is able to approach the natural world of plants, then move away from it in the direction of the largest conventions, becoming a geometric pattern consisting of straight line segments. In Mstyorskya uses traditional ancient Russian ornament patterns. On this basis, there was an entirely new art of ornamental painting, greatly enrich and expand the capabilities of lacquer miniature Mstyora.
Комментариев нет:
Отправить комментарий