пятница, 3 сентября 2021 г.

Владивостокская крепость (доклад по МХК и истории)

 
Владивостокская крепость
 
Владивосток изначально строился не как город, а как военный пост (1860 год) на берегу бухты Золотой Рог. Но, как это всегда и бывает, военное поселение начало обрастать и гражданским населением. Идея превратить город в крепость принадлежала главному военному инженеру Восточно-Сибирского Военного округа полковнику Павлу Фёдоровичу Унтербергеру. Он и получал на то великоцарское разрешение. Владивосток был официально объявлен крепостью 30 августа 1889 года. На церемонии поднятия крепостного кейзер-флага  присутствовали Приамурский генерал-губернатор Андрей Николаевич Корф и, в это время уже военный губернатор Приморской области, П.Ф. Унтербергер.
 
Военному министру послали телеграмму: "Сегодня после молебствия поднят с подобающей торжественностью, при народе, гарнизоне и салюте орудий, флаг крепости Владивосток. Войска, которым поручена охрана, твёрдо знают, где раз поднят русский флаг, там он никогда не должен быть спущен".
 
Владивостокская крепость
Владивостокская крепость
 
При слове «крепость» возникает картина сплошной стены с зубцами, высоких бастионов или башен с бойницами. Но ничего этого во Владивостоке нет. Вышеупомянутые фортификационные элементы относятся к старым европейским крепостям до 18 века. С началом 19 века крепости уже состояли из отдельных опорных пунктовфортов, из более мелких укреплений, размещённых, как правило, на господствующих высотах, и линий окопов для солдат полевых войск. 
 
Владивостокская крепость
Владивостокская крепость
 
Судьба крепости Владивосток была предрешена падением Порт-Артура. Именно русско-японская война показала незащищённость позиции обороняющихся русских войск, что позволило врагу ценой сравнительно небольших потерь нанести им поражение.
Урок пошёл впрок. Во Владивосток спешно прибыл министр финансов России В. Н. Коковцев с целью инспекции местности, где должна была возводиться линия обороны. На Владивосток денег жалеть нельзя - таков был его вывод. Для строительства было отпущено 98 миллиардов рублей золотом. 
 
Владивостокская крепость
 
Начали с сооружения подъездной дороги. Она протянулась на 200 км, подходя к каждому будущему форту и опорному пункту. За каждым строящимся фортом был закреплён военный инженер-строитель. Общее же руководство возведением оборонительной линии осуществлял талантливый военный инженер Алексей Петрович Шошин
Активный период строительства длился с 1910 по 1914 год. Возведённые форты, опорные пункты, потерны, капониры, противоминные галереи и брустверы смело можно назвать уникальными объектами. Это не преувеличение. Согласно приказу, все сооружения крепости Владивостока должны быть построены качественно, добротно, эстетично и красиво.
 
Владивостокская крепость
 
Продумали и линию отдельных фортов, расположенных на командных высотах. Форты, будучи изолированными, могли поддерживать друг друга огнём. Промежутки между фортами оборонялись полевыми войсками. Противнику каждый форт необходимо было брать в отдельности, и прежде, чем несколько из них не были взяты, оборона крепости Владивосток не могла быть прорвана. Кроме того, на выручку осаждённого форта в любой момент могла прийти на помощь сухопутная армия, расположенная позади других фортов, и дать отпор врагу.  
 
Владивостокская крепость
 
Как правило, все постройки одного форта соединялись между собой бетонированными подземными ходами. А артиллерию главного калибра вынесли за пределы форта, который оставался лишь пехотным опорным пунктом. Благодаря этому огонь осадной артиллерии противника рассредоточивался по многим целям, что вело к уменьшению его эффективности.
 
Владивостокская крепость
Владивостокская крепость
 
К 1916 году крепость включала в себя систему различных оборонительных сооружений (около 130) и развитую инфраструктуру, что позволяло выдерживать осаду намного превосходящих морских и сухопутных сил противника.
 
Владивостокская крепость
 
Безымянная батарея - одно из самых старых укреплений Владивостокской крепости. Уже в первые годы существования Владивостока в 1862 г. на Безымянной сопке, на окраине поста были размещены гладкоствольные орудия дивизиона горной артиллерии Забайкальской артиллерийской бригады. С этого времени за сопкой закрепилось наименование Батарейная. Позднее, на этом месте в 1880 - 1882 гг. военным инженером, капитаном В. П. Широковым была построена более мощная береговая батарея, вооруженная 9 и 11-дюймовыми нарезными орудиями образца 1867 года. В 1897 - 1900 годах батарея была перестроена в бетонном варианте военным инженером, капитаном Якубовским. Вооружение батареи составили девять 9-дюймовых береговых пушек образца 1867 года и четыре 57-мм скорострельные пушки Норденфельда. После строительства в 1909 - 1914 годах мощных батарей на Русском острове, вооружённых более современными орудиями, батарея во многом утратила боевое значение. Во время гражданской войны батарея была заброшена, а в 1923 году разоружена. Впоследствии, в 30-е годы её частично разрушили и перестроили в авторемонтные мастерские. В период второй мировой войны здесь располагалась батарея зенитной артиллерии Тихоокеанского Флота
 
Владивостокская крепость
 
В настоящее время весь комплекс фортификационных сооружений Владивостокской крепости является памятником федерального значения.

Владивостокская крепость

Комментариев нет:

Отправить комментарий