Зураб Константинович Церетели - президент Российской академии художеств, народный художник России, СССР, Грузинской ССР, лауреат Государственных премий СССР и России, президент Московского фонда содействия ЮНЕСКО.
В 1952 - 1958 годах Зураб Церетели учился в Тбилисской академии художеств у У.М. Джапаридзе, И.А. Шарлеманя, А.К. Кутателадзе, В. И. Шухаева. В юности совершил множество путешествий по Грузии, постигая атмосферу национальной культуры, народной поэтики и художественного ремесла, посетил вотчину предков Имерети, побывал во многих других исторических местах. Близкое знакомство с географией, культурой и этнографией Грузии, заложило фундамент будущей творческой направленности художника.
После окончания Академии работал в Институте истории и этнографии Академии наук Грузинской ССР, занимался иллюстрированием научных публикаций, зарисовыванием археологических и этнографических находок во время экспедиций. Это позволило глубоко изучить древнее и народное искусство Грузии, понять взаимосвязи изобразительного и декоративного творчества её народов с мышлением и пониманием красоты. Без такого проникновения в историю грузинской культуры, Церетели вряд ли столь органично слить в своём творчестве истинно национальный дух с наднациональным, универсальным мировосприятием и традициями классической академической школы. Его имя, наряду с именами молодых Таира Салахова и Тогрула Нариманбекова, зазвучало после Закавказской художественной выставки 1959 года. А первый большой успех пришёл в 1966 году, когда на Всесоюзной выставке «На страже мира» Церетели выставил картину с одноименным названием. Зураб Церетели работает в живописи, эмальерном, мозаичном, витражном искусстве, скульптуре.
Известность, которую Зураб Церетели в конце 1970-х - начале 1980-х годов годов приобрёл внутри страны, очень быстро преодолела и внешние границы Советского Союза благодаря художественному оформлению советских посольств и представительств в Бразилии, Японии, США, созданию декоративных и монументальных композиций в Испании, Франции, Англии и Америке. Это позволило Зурабу Церетели не только быть в курсе всех мировых художественных процессов и познакомиться практически со всеми крупнейшими зарубежными художниками, архитекторами, деятелями политики и культуры, но и органично, оставаясь и грузинским, и советским художником, влиться в русло общемирового культурного потока.
На выставке представлена серия авторских шелкографий, макетов скульптуры и видео Зураба Церетели. Материал выставки предоставлен Российской академией художеств, региональным отделением «Урал, Сибирь и Дальний Восток».
З.К. Церетели, скульптура "Медведь" (репродукция):
З.К. Церетели "Без названия" (шелкография, 92 х 65 см):
Вторая выставка связана с именем известного представителя отечественного нонконформистского искусства Валерием Луккой.
Валерий Лукка, член Союза художников России (с 1983 года), Национальной Ассоциации художников Италии (с 1993 года), Санкт-Петербургской Академии современного искусства «СПАСИ» (с 1996 года), АIСА. В экспозицию вошли 32 работы.
Валерий Лукка родился в 1945 году в ингерманландской семье (ингерманландцы - российские финны). Часть детства прошла в интернате. Учился в военном училище, служил в авиации, в Ташкенте, занимался живописью. Устав от дисциплинарных пространств, с трудом демобилизовался. Вернулся учиться в Ленинград. В 1977 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
В конце 1970-х годов, почти одновременно с явлением неоэкспрессионизма в Германии, выпускники Академии художеств Вячеслав Михайлов и Валерий Лукка вместе с Феликсом Волосенковым обратились к поиску новых средств выразительности. В то время, несмотря на определённые идеологические ограничения и конфликт власти и художников-нонконформистов, шёл активный процесс эстетической эволюции. Соцреализм рассматривался уже не как строгий канонический стиль с привычной техникой и заданными сюжетами, а как творческий метод, подразумевающий значительное стилевое и тематическое разнообразие.
Творческая группа (В. Михайлов, В. Лукка и Ф. Волосенков), смогла продолжить поиски новой выразительности в начале 1980-х годов, становясь своего рода питерской параллелью неоэкспрессионизма. Выход за границы заданной рецептуры и привычной тематики тогдашней живописи, энергичная и брутальная манера письма, новая и шокирующая, совпала с утопическими ожиданиями свободы, вызвала интерес зрителя. Уже к 1990-м годам эти «три богатыря» обросли харизмой и были канонизированы питерским арт-сообществом как столпы нового искусства.
Прошли десятилетия и, хотя группа давно распалась, а художники, двигаясь по расходящимся траекториям, из столпов- апостолов обновления уже превратились в живых классиков целого исторического цикла в искусстве, они сохраняют своё значение, оставаясь актуальными фигурами текущего художественного процесса.
В. Лукка "Улица в Амаринфисе" (пейзаж, дерево, смешанная техника, 60 х 40 см, 2015):
В. Лукка "Окраина Павловска" (холст, смешанная техника, 84 х 84 см, 2001):
Комментариев нет:
Отправить комментарий