Под партизанской войной 1812 года понимают самостоятельные действия небольших мобильных армейских отрядов на флангах, в тылу и на коммуникациях противника. Цель - нарушение связи войск противника между собой и с тылом, с обозами, уничтожение запасов (магазинов) и тыловых военных учреждений, транспортов, подкреплений, а также нападения на этапные посты, освобождение своих пленных, перехват курьеров, добывание сведений о движении и численности армии противника.
Илларион Михайлович Прянишников, «В 1812 году» (1874 год):
Иногда начало партизанского движения в 1812 году связывают с манифестом Александра I от 6 июля 1812 года, разрешавшем крестьянам взяться за оружие и активно включаться в борьбу. В действительности дело обстояло иначе. Крестьяне быстро поняли, что нашествие французских завоевателей ставит их в ещё более тяжёлое и унизительное положение, чем то, в котором они находились до этого. Не дожидаясь распоряжений начальства, жители при приближении французов уходили в леса и на болота, создавали отряды самообороны.
Сначала это были пассивные формы крестьянского сопротивления. Например, уже с первых дней нашествия французы требовали от населения большого количества хлеба и фуража для армии. Но крестьяне не хотели отдавать хлеб врагу. Несмотря на хороший урожай, большинство полей в Литве, Белоруссии и на Смоленщине оставались неубранными из-за неповиновения крестьян. Это не замедлило сказаться на ухудшении общего состояния французской армии: стали гибнуть лошади, голодать солдаты, усилилось мародёрство.
Затем повсеместно крестьяне начинают переходить к активным, вооружённым формам сопротивления. В деревнях часто происходили стычки, в том числе со стрельбой, между французскими солдатами, посланными за продовольствием, и крестьянами. Действия крестьянских партизанских отрядов стали носить как оборонительный, так и наступательный характер. В Белоруссии крестьяне-партизаны совершали частые дневные и ночные налёты на обозы противника, уничтожали его фуражиров, брали в плен французских солдат.
Наиболее широкий размах партизанская борьба крестьян приобрела в августе в Смоленской губернии. Обычно во главе таких отрядов становились раненые или отставшие по болезни кадровые солдаты или унтер-офицеры.
В Гжатском уезде Смоленской губернии действовали отряды Фёдора Потапова (по прозвищу Самусь) и Еремея Васильевича Четвертакова.
Еремей Васильевич Четвертаков (крестьяне звали его «Четвертак») был рядовым солдатом драгунского кавалерийского полка. 31 августа у села Царёво-Займище в результате тяжёлого боя он был взят в плен французскими драгунами и отправлен в лагерь для военнопленных под Гжатском. Четвертаков на четвёртый день плена сбежал. Сначала Еремей Васильевич попытался пробиться к своим. Но это оказалось делом сложным - всюду маячили конные и пешие патрули противника. Тогда смекалистый солдат лесными тропами пробрался от Смоленской дороги к югу и вышел к деревне Задково. Не дожидаясь никакого приказа, Четвертаков на свой страх и риск начал создавать партизанский отряд из жителей этой деревни. Крепостные крестьяне все как один откликнулись на призыв бывалого солдата, но Четвертаков понимал - для борьбы с сильным и хорошо обученным противником одного порыва мало. Ведь никто из этих патриотов не умел владеть оружием, лихо скакать на лошади. Четвертаков создал "партизанскую школу", обучил крестьян элементам кавалерийской верховой езды и простейшим командам. Затем под его наблюдением деревенский кузнец сковал несколько самодельных казацких пик. Не было только огнестрельного оружия. Четвертаков и 50 лучше всего обученных партизан верхом на лошадях, вооружённых самодельными пиками и топорами, под покровом ночи совершили свой первый рейд. Рядом со Смоленской дорогой в лесу они устроили засаду, в которую попали 12 французских кирасир. Партизанам досталось 10 отличных кавалерийских лошадей, 12 карабинов и 24 пистолета с запасом зарядов к ним. После этого Четвертаков научил крестьян владеть огнестрельным оружием. Между тем, большой отряд французских фуражиров во главе с офицером и целой колонной провиантских фур двигался через лес к деревне Задково. Произошёл короткий бой, 15 оккупантов было убито, остальные поспешно сбежали, побросав боеприпасы и оружие.
Вскоре отряд Четвертакова вырос до 300 человек. Отряд был разделён на 2 части. Одна несла дозорную службу на границе партизанского района, не допуская в него мелкие группы фуражиров и мародёров. Другая стала "летучим отрядом", совершавшим рейды по тылам противника.
К октябрю 1812 года в отряде было уже почти 4000 человек, что позволило Четвертакову не ограничиваться уничтожением мелких шаек мародёров, а громить крупные воинские соединения. Например, в конце октября он наголову разбил батальон французской пехоты с двумя пушками, захватил награбленное захватчиками продовольствие и целое стадо отнятого у крестьян скота.
Когда армия Наполеона поспешно бежала из Москвы по Старой Смоленской дороге, драгун собрал свой отряд, низко поклонился им "за службу царю и Отечеству", распустил партизан по домам, а сам бросился догонять русскую армию.
Никто не знал, что он - один из героев-партизан Отечественной войны 1812 года. Только в 1813 году, после того как сами крестьяне-партизаны Гжатского уезда обратились к властям с просьбой отметить заслуги Четвертакова как "спасителя Гжатского уезда", Михаил Богданович Барклай-де-Толли наградил ставшего к этому времени унтер-офицером Четвертакова Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом).
Фёдор Потапов (Самусь) был солдатом Елизаветградского полка. Раненый в одном из боёв, он оказался в тылу противника, но после выздоровления сразу же приступил к организации партизанского отряда, численность которого вскоре достигла 2 тысячи человек. Его ударную силу составляла конная группа в 200 человек, вооружённых и одетых в латы французских кирасир. В одном из боёв участникам этого отряда удалось захватить пушку. Самусь ввёл систему оповещения населения о приближении неприятеля посредством колокольного звона и других условных знаков. В таких случаях деревни пустели, а по другому условному знаку крестьяне возвращались из лесов. Отряд Самуся нанёс значительный ущерб французским войскам.
Руководителем партизан в Сычёвском уезде бывший крепостной, дослужившийся до звания майора в отставке Семён Емельянов. Он вооружал свой отряд отобранными у французов ружьями, установил должный порядок и дисциплину. В отряде Емельянова было 400 партизан. Сычёвские партизаны за две недели (с 18 августа по 1 сентября) 15 раз нападали на неприятеля, уничтожили 572 солдата и взяли в плен 325 человек. Погиб Емельянов как герой в бою с врагом у села Тёсова, когда его отряд перехватил значительную партию мародёров, спешащую ускользнуть с добычей за пределы уезда. Емельянов ворвался в колонну французов и сбил с лошади грабителя, уносящего икону в позолоченном окладе. Несколько пуль повалили храбреца наземь. Французы поплатились тогда более, чем сотней убитыми и 160 взятыми в плен, никто из мародёров тогда не ушёл. Славный герой партизанил всего две недели, но получил со своими соратниками заслуженную известность в народе.
Нередко во главе партизанских отрядов становились и простые крестьяне. Например, в Московской губернии действовал большой отряд крестьянина Герасима Матвеевича Курина. Отряд Курина сначала состоял из полусотни человек, но очень скоро стал насчитывать 5 000 и ещё около 500 всадников. Отряд несколько раз участвовал в стычках с французскими фуражирами. 25 сентября (7 октября) Курину далось изгнать их из деревни Большой двор, а затем и из села Грибово. Успешный рейд был завершён 27 сентября (9 октября) с занятием деревни Субботино, причём в стычке было убито 18 французских солдат, а трое захвачены в плен. Эти успехи принесли Курину известность, и начальник Владимирского ополчения князь Б.А. Голицын выделил отряду 20 казаков, с помощью которых Герасим Курин в течение нескольких дней одержал серию побед над французскими отрядами: у села Назарово, Трубицыно и Носырёво. Но самая крупная победа отряда Герасима Курина - это освобождение села Вохна 1 (13) октября. В этом бою плохо вооружённый партизанский отряд сошёлся с двумя эскадронами французских драгун и одержал победу.
Французский маршал Ней был взбешён действиями отряда Курина, специально выделил два эскадрона драгун и приказал им навести порядок в сёлах. 1 (13) октября французский отряд прибыл в село Вохны, где его встретила небольшая делегация русских крестьян, среди которых находился и сам Герасим Курин. Французы сделали попытку начать торговлю с крестьянами, те сделали вид, что согласились, и повели французов к месту хранения продовольствия. В этот момент крестьяне открыли стрельбу картечью из орудий, находившихся в деревне. Большая часть французов погибла на месте, часть попыталась отойти к селу Грибову. Крестьяне Курина преследовали отходивших французов и вступили в рукопашную схватку со вторым эскадроном французских драгун. Бой продолжался до поздней ночи. Партизаны Герасима Курина захватили 20 повозок, 85 ружей, 40 лошадей, 120 пистолетов и 400 сумок с патронами. Маршал Ней увёл остатки войск обратно в Москву. Несколько дней отряд Курина пытался настичь Нея, но безуспешно. После этого отряд Герасима Курина успешно продолжал уничтожать французские обозы.
Герасим Курин после войны был награждён Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) лично Михаилом Илларионовичем Кутузовым и медалью «За храбрость», а также получил колоссальную денежную выплату - 5 тысяч рублей ассигнациями. После войны 1812 года он был назначен Вохонским волостным главой, прожил до 73 лет, скончался в своём родном селе Вохна.
Что особенно поражало оккупантов, так это участие в партизанском движении женщин. История сохранила до наших дней подвиги старостихи хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии Василисы Кожиной. Ей под стать была и кружевница Прасковья (фамилия её осталась неизвестной) из деревни Соколово той же Смоленской губернии. Мужа Василисы Кожиной, старосту Дмитрия, отказавшегося выполнять требования французов, зарубили саблей. Василиса Кожина заживо сожгла в избе 18 французов. Документально подтверждено, что Василиса несколько раз участвовала в конвоировании захваченных пленных французов в город Сычёвка, и однажды она убила косой строптивого пленника.
Александр Смирнов, «Портрет Василисы Кожиной» (1813 год):
Комментариев нет:
Отправить комментарий