Одно из самых значительных
явлений в русской живописи второй половины XIX века – это творчество Василия
Дмитриевича Поленова.
Многогранное творчество
художника, где он стремился, применить все свои дарования не знали
границ. Он живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во
многих отношениях выступал как новатор.
Родился Василий
Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской
семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению
русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать
будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для
детей и занималась живописью.
М.А. Поленова, мать художника 1850-е годы:
Способности к рисованию были свойственны
большинству детей Поленовых, но наиболее одарёнными оказались двое: старший
сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими
художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча
с одним из преподавателей - П.П. Чистяковым - стала определяющей для
жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова
и его сестру в 1856-1861 годах. В то время он требовал от своих учеников
пристального изучения натуры. "Натура, - вспоминал впоследствии Поленов,
- устанавливалась надолго, и рисунок вырабатывался систематично, не условным
приёмом, а тщательным изучением и, по возможности, точной передачей
натуры". "Не подумавши, ничего не начинать, а, начавши, не
торопиться", - советовал педагог Поленову. Очевидно, Чистяков сумел
передать своему ученику главное - профессиональный подход к живописи,
понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате
тяжёлой работы и, что не мало важно, Поленов это смог усвоить.
После долгих
колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом
Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд)
Петербургского университета. Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего
ученика он посещает Академию художеств, причём занимается не только в
рисовальных классах, но так же с интересом слушает лекции по предметам
анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных
искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был
постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в
студенческом хоре Академии. Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в
качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком
погрузившись в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже
в 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает
серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах
на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января
1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического
факультета.
В 1871 году он получает
диплом юриста и, одновременно с Ильей Ефимовичем Репиным, большую золотую медаль
за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира". Поленов стремится
создать произведение высокого стиля, придать возвышенный характер
изображённому, мастерская компоновка и решение цвета, она носила черты
жанровости, но была не доработка в замысле этой картины. Многие отмечали
большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки, тянущей
худенькую руку к Христу.
Однако прошло еще
несколько
лет, прежде чем Поленов действительно обрёл себя как художник. Василий
отправляется на длительное время стажироваться в Париж, и написал
там,
в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в
1876 г. звание академика. Реалистические устремления художника,
укреплявшиеся под влиянием И.Репина и
А.Боголюбова, полнее проявились в его тонких пленэрных пейзажах и
этюдах.
После возвращения на родину Поленов становится убеждённым приверженцем
национально-демократического искусства. Он пишет правдивые,
проникнутые
любовью к людям из народа портреты сказителя былин Н.Богданова (1876
г.), деревенского мальчика Вахрамея (1878 г.), картину из крестьянской
жизни «Семейное горе» (1876 г.).
Возвратившись в 1876 г. в Россию, вскоре отправился на театр русско-турецкой войны, в продолжение которой состоял
официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича
(впоследствии императора Александра 3). По окончанию войны поселился в
Москве. После много путешествовал.
В.Д. Поленов на этюдах в Болгарии, 1878 год:
Наиболее сильное впечатление произвела на него "Vепеziа lа Bеllа"
(красавица Венеция), представляющаяся (по его словам) "проезжему путнику
чем-то фантастическим, каким-то волшебным сном". Восхищение Поленова
Венецией усиливалось оттого, что она была родиной его любимого художника
Паоло Веронезе покорившего его ещё в период обучения в Академии художеств. С
тех пор увлечение Веронезе не проходило, становясь, год от году всё более
осмысленным и целенаправленным. Поленов с его задатками колориста поражал
огромный колористический дар венецианского художника, сила его живописи.
"Какое тонкое чувство красок, - восхищался Поленов, - какое необыкновенное
умение сочетания и подбора тонов, какая сила в них, какая свободная и широко
развёрнутая композиция, при всём этом лёгкость кисти и работы, как я ни у
кого не знаю!". Преклоняясь перед красотой колорита полотен Веронезе, он проследовал в Рим, но город его разочаровал.
В.Д. Поленов в Риме у своей мастерской, 1884 год:
"Сам Рим... какой-то
мёртвый, отсталый, отживший, - делился своими наблюдениями Поленов с Репиным.
- Существует он ... сколько веков, а даже и типичности нету, как в немецких
средневековых городах... Нет в нём жизни своеобразной, собственной, а весь он
как будто существует для иностранцев... О художественной жизни в современном
смысле и помину нет, художников много, а толку мало; работают все замкнуто,
каждая национальность отдельно от другой, студии их хотя и отперты, но
главным образом опять же для богатых заморских покупателей, так что и
искусства подгоняются к их вкусу... Римский художник уже в первой своей
картине является рутинным подражателем. Старые итальянцы меня тоже не
увлекают...". Поэтому в Риме не было создано ни одной картины.
Период командировки помог Поленову понять, что не историческая
живопись является его настоящей стихией. Взоры Поленова безраздельно
обратились к пейзажу. Таков был итог его исканий за границей.
Гуманистическое дарование
Поленова наконец-то раскрывается в свою полную силу и раскрывается именно на
русской почве, обнаруживая при этом именно свой русский склад. Ему
предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и
богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в
следующих за "Московским двориком" произведениях, написанных со
всем блеском живописного мастерства - картинах "Бабушкин сад" и
"Заросший пруд".
Например, картина "Бабушкин сад" была экспонирована на VII
Передвижной выставке в 1879 году. В рецензии на выставку Стасов назвал
"Бабушкин сад" в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся
"свежестью тонов" живопись. Она действительно, прежде всего,
покоряет именно своей живописью. Её пепельно-серые с сиреневатым и
голубоватым отливом, бледно-розовые, песочные, серебристо-зелёные
всевозможных оттенков тона, гармонически сочетаясь, друг с другом, образуют
единую колористическую гамму. Образ, созданный в картине художником, лишён
одноплановости; в нем естественность и гармонично сочетаются разные аспекты
восприятия жизни, её осмысления. Изображая старый барский особняк и его
дряхлую владелицу, Поленов, в отличие от Максимова с его картиной "Все в
прошлом", ничего не рассказывает зрителю о стиле этой жизни. Слияние
человека с природой, которое показывает здесь Поленов, роднит изображенных с
обитателями московского дворика. И те, и другие живут тихо и естественно,
одной жизнью с природой, что сообщает их существованию смысл и поэзию. Это
ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое
умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое
раздумье над сценкой, запечатленной художником.
А вот картина
"Московский дворик" - первая картина Поленова, экспонированная у
передвижников, делу которых он давно сочувствовал. К своему дебюту у
передвижников художник относился с чувством большой ответственности и потому
страшно терзался, что из-за нехватки времени даёт на выставку такую
"незначительную" вещь, как "Московский дворик",
написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда.
"К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне
хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в
будущем заработать потерянное для искусства время", - сетовал Поленов.
Однако Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, какое
будущее, ждёт это произведение, что именно она окажется в числе жемчужин
русской школы живописи, станет этапным произведением в истории русского
пейзажа. В этой картине автор воспроизвел типичный уголок старой Москвы - с её
особнячками, церквами, заросшими зелёной травой двориками, с её почти
провинциальным стилем жизни. Утро ясного солнечного дня в начале лета (по
воспоминаниям самого художника). Легко скользят по небу облака, всё выше
поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском
купола церквей, укорачивая густые тени... Дворик оживает: торопливо
направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая
куры, затеяли возню в густой зелени травы ребятишки, вот-вот тронется в путь
запряжённая в телегу лошадь... Эта будничная суета не нарушает безмятежной
ясности и тишины.
Троицкая церковь в селе Бёхово, построенная Поленовым:
В дальнейшем развитие
Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х годов неразрывно связано с его жизнью на
берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого
вдохновения. Мечтая поселиться "на природе", Поленов приобрёл в
1890 году небольшое имение "Бёхово" в бывшем Алексинском уезде,
Тульской губернии. Там им был построен по собственному проекту дом с мастерскими
для друзей-художников. Усадьба была названа "Борок". Выбор нового
места для жительства счастливо совпал с направлением творческих поисков
Поленова 90-х годов и можно сказать, во многом способствовал успешности этих
поисков.
Природа района благоприятствовала развитию у Поленова влечения к
эпическому пейзажу. Художник очень быстро нашёл свою тему в пейзаже и с этого
момента стал настоящим поэтом Оки.
Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать,
вдохновляясь пейзажами Оки, где были написаны многие пейзажи мастера, он
собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там
Музей-усадьба В. Д. Поленова.
Восемнадцатого июля 1927 года художник скончался в своей усадьбе и был
похоронен на кладбище в Бёхове.
Берёзовая аллея. 1880 год:
Золотая осень. 1893 год:
На лодке. Абрамцево. 1880 год:
Заросший пруд. 1879 год:
Старая мельница. 1880 год:
Зима. Имоченцы. 1880 год:
Ранний снег. 1891 год:
Ливень. 1874 год:
Осень в Абрамцеве. 1898 год:
Пруд в Абрамцеве. 1883 год:
Сказитель былин Никита Богданов. 1876 год:
Теремной дворец. Наружный вид. 1877 год:
Христос и грешница. 1888 год:
Олива в Гефсиманском саду. 1882 год:
Голова еврея. 1884 год:
Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1881-1882 гг.:
Арест гугенотки. 1875 год:
В парке. Нормандия. 1874 год:
Мечеть в Дженине. 1903 год:
С.И. Мамонтов и В.Д. Поленов, 1890 год:
Василий Поленов, 1892 год:
Н.В. Поленова и В.В. Вульф на западной террасе дома, 1900 год:
Большая и дружная семья Поленовых:
Екатерина Васильевна и Наталья Васильевна - дочери художника:
В.Д. Поленов с дочерьми Натальей и Ольгой и доктором И.И. Трояновским, 1901 год:
В.Д. Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей, 1902 год:
В.Д. Поленов в своём кабинете слушает музыку в исполнении пианистки В.В. Вульф, 1908 год:
Поленов пишет этюд в Тарусе:
Поленовы на ярмарке в Тарусе, 1909 год:
В.Д. Поленов и Д.В. Поленов в столовой, 1909 год:
В.Д. Поленов за работой в Аббатстве (мастерской), 5 января 1924 года - одна из последних фотографий художника:
Амазонка на коне (Е.Д.Поленова):
Воскрешение дочери Иаира, предварительный эскиз:
Воскрешение дочери Иаира:
В. Д. Поленов. Портрет работы И. Репина (1877 год):
Vasily Dmitrievich Polenov (1 June 1844 – 18 July 1927) was a Russian landscape painter associated with the Peredvizhniki movement of realist artists.
A native of St. Petersburg, Polenov studied under Pavel Chistyakov and at the Imperial Academy of Arts from 1863 to 1871. He was a classmate and close friend of Rafail Levitsky,
a fellow Peredvizhniki artist and famous photographer. Their letters
which remain today in Polenov's house museum are an interesting account
of the many art exhibitions, movements and artists of their day.
As bachelors, Polenov and Levitsky lived and worked together in
"Devich'e Pole" (the name of the street "Maiden's Field"), in an attic
of the Olsufevsky House (the home of Rafail Levitsky's future wife Anna
Vasilevna Olsufevsky). This house is illustrated by Polenov in his
painting “Grandmother's garden” (1878).
Polenov was a pensioner of the academies of arts in Italy and France, where he painted a number of pictures in the spirit of Academism on subjects taken from European history, such as "Droit du Seigneur" (1874) Tretyakov gallery; at the same time he worked a lot in the open air.
Polenov took part in the Russo-Turkish War (1877-1878) as a war artist. Returning from the war, he joined the Peredvizhniki, taking part in their mobile exhibitions. His works won the admiration of Pavel Mikhailovich Tretyakov, who acquired many of them for his gallery.
In the late 1870s, Polenov concentrated on painting landscapes in the realist tradition of Aleksey Savrasov and Fyodor Vasilyev. He attempted to impart the silent poetry of Russian nature, related to daily human life.
He was one of the first Russian artists who achieved a plein air freshness of color combined with artistic finish of composition (The Moscow courtyard, 1878; The Grandmother's garden, 1878; Overgrown pond,
1879). The principles developed by Polenov had a great impact on the
further development of Russian (and especially Soviet) landscape
painting.
Polenov's sketches of the Middle East and Greece
(1881–1882) paved the way for his masterpiece, "Christ and the Sinner"
(1886–87), an interesting attempt to update the picturesque system of
academism. In his works of the 1880s, Polenov tended to combine New Testament
subjects with his penchant for landscape. From the 1870s, Polenov also
turned to theatrical decoration. Most notably, he decorated Savva Mamontov's mansion in Abramtsevo and his Russian Private Opera. In 1910-1918, Polenov was involved in a folk theatre project.
Polenov was elected a member of the St.Petersburg Academy of arts in 1893, and named as a People's Artist of the USSR in 1926. For many years, he coached young painters in the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture. His pupils included Abram Arkhipov, Isaac Levitan, Konstantin Korovin, Emily Shanks and Alexandre Golovine.
Polenov's mansion in Borok has been designated a national art museum,
and the village was renamed Polenovo to commemorate his name. The
coordinates of his home/museum approximately two hours south of Moscow
are: 54°44'53.19"N - 37°14'8.46"E
He died at Polenovo, near Tarusa, in 1927.
Комментариев нет:
Отправить комментарий