четверг, 31 января 2019 г.

Какой, где, как и когда повесить скворечник?





С приходом весны мы всё чаще начинаем замечать птиц. И вспоминаем о старой народной традиции – вешать у жилья птичьи домики-скворечники. Казалось бы, чего проще? Нашёл подходящий коробок, провернул дырку, подвесил, и жди гостей! Но они не летят. Почему? Возникает масса вопросов, и не на все находятся ответы. 



Почему некоторые птицы, в первую очередь скворцы, так отзывчивы на приглашение человека поселиться рядом? Ответ – в эволюционно закреплённых у некоторых видов птиц стереотипах гнездования: использовать для размножения разнообразные замкнутые пространства – дупла, расщелины, ниши, в том числе и вблизи человеческого жилья. 
В природе часто возникает дефицит подходящих убежищ, а человек ещё и усугубляет его, вырубая дуплистые деревья, возводя гладкие стены. Поэтому для скворца или синицы любая подходящая полость – потенциальное гнездовье. Возмещая недостаток дупел, можно восстановить, а иногда и увеличить численность птиц-дуплогнёздников: скворцов, синиц, мухоловок, трясогузок. 


Первый вопрос – «Когда вешать?» – самый лёгкий. 
Как ни ответь – не ошибёшься! Убежище пригодится осенью и зимой – птицы в нём будут ночевать и скрываться от непогоды, а иногда, как, например, поползень и воробьиный сыч, делать запасы на период бескормицы. Однако если хотите, чтобы в домике вывелось потомство, то вешайте весной, лучше всего – до прилёта скворцов, то есть до конца марта–начала апреля



Второй вопрос – «Где вешать?» – тоже не самый трудный. Птицы селятся в домиках, вывешенных в парках, садах, на дачных участках, деревенских дворах и даже балконах многоэтажных домов. 
Однако не стоит вешать домики слишком низко в целях безопасности птиц. 




Третий вопрос – «Что вешать?» – самый сложный. Здесь надо семь раз отмерить, чтобы не истратить силы и время впустую. Традиционный птичий домик делается из толстого (1,5–2,5 см) хорошо просушенного тёса без трещин и щелей, неструганого с внутренней по отношению к будущему жилью стороны, некрашеного или окрашенного в тусклые (коричневый, болотный) цвета. 

Не годятся картон, фанера, пластмасса, глина и т.п. Они недолговечны, звукопроницаемы, не держат тепло и недостаточно шершавы для птичьих коготков. Значит, нельзя использовать яркие футляры от новогодних подарков, а тем более молочные пакеты, – для птиц они непригодны. 

Размеры гнездовья очень важны, они определяют будущего хозяина и комфортность его жилья. Традиционный домик-скворечник должен быть высотой 25–30 см и шириной 13–15 см с летком диаметром 4,7–5 см. 

Кроме скворца скворечник может занять большая синица, большой пестрый дятел, домовый или полевой воробей, стриж. Однако наибольшей «популярностью» среди певчих птиц пользуется гнездовье, обычно называемое синичником. Его размеры: 22–28 см в высоту, 10–11 см в ширину с летком диаметром 3,2–3,5 см. Занимают его мухоловка-пеструшка, поползень, садовая горихвостка, все синицы, оба вида воробьёв и некоторые другие птицы. Крышка должна быть односкатная, съёмная, но плотно прилегающая. 

Никакие украшения, полочки, резьба птицам не нужны, но могут облегчить доступ к гнезду хищникам или привлечь внимание посторонних. 

В начале осени домик надо открыть, вытряхнуть мусор и снова повесить. 



Последний вопрос – «Как вешать?» – также имеет большое значение. 

Нельзя вешать гнездовья ниже 2–3 м, вешать «лицом» на север–северо-восток, откуда часто дует холодный ветер с дождем, вешать с наклоном назад. 

Домик должен плотно держаться на шесте, дереве или стене и не должен раскачиваться. Его надо закрепить прочно, но так, чтобы можно было легко снимать и возвращать обратно. Обычно это делают с помощью мягкой проволоки. 

Наконец нельзя размещать гнездовья слишком близко друг к другу, так как у каждой пары птиц существует индивидуальная территория, в пределах которой не должно быть соседей. Исключение составляют только скворцы и воробьи, гнездящиеся группами. 
Минимальное расстояние между домиками для мухоловки-пеструшки – 20 м, для большой синицы – 50–60 м. 

Необходимо помнить, что даже если вы постараетесь учесть все вышеперечисленные условия, стопроцентной гарантии занятости гнездовья нет. На заселенность убежищ влияет множество случайных и неслучайных обстоятельств. Поэтому лучше изготовить несколько домиков и развесить их в разных местах. Тогда вероятность того, что часть их обретёт хозяина, повысится. 

Замечено, что в лесу с подлеском и вблизи опушек птицы поселяются охотнее, чем в однообразном массиве.

Скворцам обязательно нужны открытые места поблизости – пашня, луг, большая поляна, пустырь. 

Развесив домики, регулярно посещайте их, чтобы оценить результаты своей работы. Во избежание гибели кладок не стоит в начале сезона проверять содержимое гнездовий, а лучше наблюдать со стороны из укрытия. Полученная информация поможет в следующем сезоне удачнее выбрать места для домиков. 

Всех, кто интересуется подробностями конструкции и размещения домиков, разнообразием форм убежищ и их обитателей, можно адресовать к книге «Охрана и привлечение птиц» (М.: Просвещение, 1972 год), автор которой - зоолог и педагог Константин Николаевич Благосклонов



Преподаватель биологического факультета МГУ орнитолог К.Н. Благосклонов был настоящим русским просветителем. Рассказчик, писатель, педагог, экскурсовод, лектор – вот грани его таланта. Он быстро и прочно завоёвывал авторитет в любом профессиональном коллективе, особенно среди учителей. Любое научное понятие или сложное явление в его изложении становилось простым и ясным. 

Если говорить об охране природы, ставшей мировоззрением, стилем жизни К.Н. Благосклонова в те времена, когда эти слова вообще мало кто произносил, то первый специальный курс для студентов и первый в России учебник по этому предмету принадлежат именно его перу (Благосклонов К.Н., Иноземцев А.А., Тихомиров В.Н. Охрана природы. – М.: Высшая школа, 1967). Есть в ней и раздел, посвящённый привлечению птиц, в том числе с помощью развески гнездовий. 

Работа со школьниками и учителями была вторым после науки призванием К.Н. Благосклонова. Он начал и много лет возглавлял биологическую олимпиаду школьников. Одним из непременных условий для её участников было собственноручное изготовление синичника. Потом эти домики развешивались в московских парках. В честь этого проводились целые театрализованные представления, совпадающие по времени с весенним прилетом скворцов и традиционно называемые «Днём птиц»
Специально в помощь организаторам этого популярнейшего в своё время праздника К.Н. Благосклонов составил сборник стихов, рассказов и песен о птицах, который так и назывался «День птиц» (М.: Издательство Всероссийского общества охраны природы, 1959 год). 



Из птиц особенной его любовью пользовались именно дуплогнёздники – дятлы, синицы, мухоловки. Ещё в студенческие годы он выполнил и опубликовал высоко оценённую орнитологами работу «О значении дупел дятлов в лесном хозяйстве», которая впоследствии была издана как монография «Птицы и вредители леса».

Он много работал с мухоловкой-пеструшкой.

Сконструированный им сборный фанерный скрадок для наблюдений за гнездовой жизнью дуплогнёздников широко используется в научной и учебной работе по орнитологии. 

Работы на мухоловках по перемещению заселённых гнездовий и по определению границ охраняемого птицей участка на основании полевого поведенческого эксперимента стали орнитологической классикой.

Вершина изысканий К.Н. Благосклонова – разработка по заселению птицами степных лесозащитных полос. Это самое настоящее практическое конструирование устойчивого сообщества воробьиных птиц как компонента лесостепного биоценоза. В основу его успеха легло глубокое понимание биологии и знание поведения видов птиц, в первую очередь – дуплогнёздников, которые были использованы при заселении.

Одним из его начинаний была работа по изучению и обогащению фауны Москвы. Это яркая страница в его творчестве. Он подходил к этому разносторонне, как и к другим делам: организовал кампанию в прессе, семинары для учителей, развеску искусственных гнездовий, экспериментальную работу по привлечению водоплавающих и открытогнездящихся птиц. 

В предисловии к сборнику «День птиц» К.Н. Благосклонов писал: «Только любя птиц, можно их с успехом изучать и охранять. Сила воздействия художественного слова очень велика, и предлагая школьникам сборник стихов и прозы о диких птицах, мы надеемся, что он поможет читателю узнать и, главное, полюбить птиц».



Комментариев нет:

Отправить комментарий