Архангельский собор был построен в 1505–1508 годах
итальянским архитектором Алевизом Новым. Строительство храма началось при Иване III, а закончилось – в годы
правления его сына Василия III.
Архангельский собор стоит открыто и на виду –
на бровке Боровицкого холма. В годы правления Ивана Калиты (1325–1340 гг.) здесь
стоял белокаменный собор (1333 г.), но по указу великого князя Ивана III
Васильевича старый храм был разобран по причине «ветхости и затеснённости
гробницами». Новый храм - Архангельский
собор - не просто выше и больше старого. Он поражал современников необычностью
вида, в котором угадывался образ итальянского палаццо.
Архангельский собор (северный фасад)
Высота храма (без глав) 21 метр. Основа Архангельского собора -
традиционный ещё для домонгольской Руси тип шестистолпного
крестовокупольного храма с с пятью главами: своды белокаменного храма
опираются на 6 столпов, храм увенчан
пятью главами и очень богато украшен
снаружи. Фасады храма с юга и севера разделены лопатками на пять частей (прясла),
а с запада – на три; лопатки заканчиваются пышными капителями (верхняя часть колонны или стойки). С восточной стороны
выступают полукруглые апсиды (выступы
здания). Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады
Архангельского собора декоративными закомарами - нишами,
украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции.
Раковина Архангельского собора
На половине высоты фасадов проведен сложный карниз (горизонтальный выступ на стене), делящий фасады пополам на
две части с высокими и узкими окнами.
Белокаменная резьба, разнообразная и очень красивая, придаёт собору лёгкость
и устремлённость вверх, несмотря на его огромные размеры. Резьбой украшены все порталы (входы в здание) − как боковые,
так и главный, устроенный в заглублённой нише. В этом декоре Алевиз Новый
применил ряд приёмов, свойственных не храмовой, а светской итальянской
архитектуре эпохи Ренессанса. Собор выглядит изящным и лёгким.
Архангельский собор (восточный фасад)
Световые барабаны
- это цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит
основанием для купола. Они поставлены немного асимметрично, но это также
позволяет собору смотреться изящно и легко. Благодаря световым барабанам и двум
рядам окон, интерьер собора получил
хорошее, правильное освещение,
которое особенно важно из-за уникальных
росписей, которые украшают стены храма.
Надгробные «портреты» князей
(фреска на южной стене, 1652-1666 гг.)
В летописях времён правления Василия III нет сведений об украшении храма
стенописью, но трудно поверить, что Архангельский собор несколько десятилетий
стоял не расписанным. Сохранившиеся
фрагменты росписи XVI века
относятся уже ко времени правления Ивана IV Грозного (1547–1584 гг.). Главной
частью росписи стали «воображаемые» портреты всех князей, погребённых в соборе,
включая и тех, кто был казнён за противостояние великокняжеской власти.
В 1652-1656 годах эти росписи были сняты и заново
написаны по заранее сделанным прорисям выдающимися мастерами своего времени: Симоном Ушаковым, Степаном Рязанцем, Иосифом
Казанцем и Сидором Поспеевым.
Конечно, огромную работу выполняли они не вчетвером, им помогали около 100 живописцев
и иконописцев из Ярославля, Калуги, Новгорода, в том числе и такие художники,
как Гурий Никитин и Сила Саввин. Их работа сохранилась и
по сей день. На фресках изображены все великие и удельные князья, погребённые
в соборе до времени росписи.
Центральная закомара западного
фасада Архангельского собора
Архангельский собор
- это главный княжеский храм, ставший усыпальницей московского
великокняжеского дома. Храм посвящён архангелу Михаилу, небесному
покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда для
молитвы перед тем, как отправиться на войну; здесь приносили клятву верности
великому князю его младшие братья. Позднее в храм на поклонение гробам предков
направлялся царь во главе торжественной процессии после церемонии венчания на
царство.
В соборе сохранился роскошный иконостас,
написанный в 1679-1681 годах, в царствование Фёдора Алексеевича Романова. В
нижнем его ряду находятся древние иконы, оставшиеся от прежнего иконостаса, в
том числе и храмовая икона, написанная, по преданию, по заказу монахини
Евдокии, вдовы Дмитрия Донского, примерно в 1399 году, в память о Куликовской
битве. Это икона «Архангел Михаил в
деяниях».
Центральная апсида
Архангельского собора
В середине
XVI века к собору были пристроены приделы:
Иоанна Предтечи у южной абсиды и мученика Уара - у северной.
Каждый из них имеет отдельный вход со стороны Соборной площади.
В числе захоронений собора есть особо почитаемые, мощи российских святых: князя Дмитрия Донского, Михаила и Фёдора
Черниговских, царевича Димитрия.
Во время
вторжения наполеоновских войск в Москву собор сильно пострадал. Не пощадил его
и обстрел Кремля в 1917 году. В 1918 году собор был закрыт вместе с другими
храмами Кремля. Когда в 1929-1930 годах сносили собор Вознесенского монастыря
− женскую княжескую усыпальницу, в нижний этаж Архангельского собора были
перенесены в каменных гробах останки цариц и великих княжон. В 1955 году в
соборе был открыт музей; с конца 1970-х годов началась масштабная реставрация
древнего храма.
Сейчас в
соборе продолжает оставаться музей, но в большие религиозные праздники в нём
совершаются богослужения.
Апсида (абсида) –
выступ здания, обычно полукруглый или гранёный, перекрытый полусводом.
В
христианской архитектуре – алтарный выступ, как правило, размещённый в
восточной стороне храма.
Закома́ра - в русской архитектуре полукруглое
или килевидное завершение наружного участка стены
(прясла).
Придел - небольшой храм, пристроенный к
основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвящённый
какому-либо святому или празднику.
Комментариев нет:
Отправить комментарий