воскресенье, 2 декабря 2018 г.

Решение некоторых экологических проблем на нефтяных разработках





Весьма существенными источниками загрязнения на нефтяных месторождениях являются так называемые буровые амбары – ямы, в которые в процессе бурения сбрасывают буровой раствор, подземные воды, а при авариях или ремонте на скважинах – и сырую нефть. Часто эти амбары долгое время остаются открытыми и расширяются под напором сильных летних ливней и талых вод. В открытых ямах гибнут попадающие туда птицы и звери.


Когда же дело доходит до засыпки амбаров, для этого обычно используют местный грунт – как правило, поверхностные суглинки. В результате в земле возникают довольно крупные полости, являющиеся источниками длительного распространения поверхностно-активных веществ, фенолов и других токсинов.

Российские учёные установили, что нефтяные амбары следует сначала засыпать хорошо разложившимся торфом, который является очень эффективным природным адсорбентом углеводородов, а уже поверх него можно использовать и местный грунт
Слой этого грунта должен составлять не менее 2 м, что будет способствовать быстрому возникновению дерновинной подстилки и ускорению процессов почвообразования. 
При этом вновь возникающий почвенный покров будет за счёт подложки из торфа в достаточной степени защищён от загрязнения вредными веществами. 

Этот метод будет особенно эффективен в областях с большими болотами, такими, например, как Западная Сибирь.

Объёмы новых амбаров должны быть такими, чтобы сразу после бурения можно было бы провести их засыпку. 
Кроме того, располагать амбары желательно параллельно основным потокам грунтовых вод, что позволит уменьшить радиус растекания нефтепродуктов.

Во время работы нефтедобывающих скважин неизбежно возникают технологические аварии, сопровождающиеся разливами нефти. Эти разливы также целесообразно засыпать, используя двухслойное покрытие из торфа и местного грунта
Засыпку надо начинать после загустения пролитых нефтепродуктов или образования на их поверхности вязкой плёнки – то есть после испарения летучей фракции.

Существенный экологический вред наносят и многочисленные автодороги, проложенные к месторождениям. Они нарушают поверхностный сток воды, что приводит к заболачиванию окружающей территории. Наиболее простой способ избежать этого – предусмотреть возможность свободного протекания поверхностных вод под дорогой, например по бетонным трубам достаточно большого диаметра, не требующим постоянной прочистки после листопада и снеготаяния. 
Кроме того, на пониженных участках рельефа, по которым проходит дорога, целесообразно устраивать дренажные канавы

Предложенные рекомендации были взяты на вооружение некоторыми нефтедобывающими предприятиями, и, возможно, уже в ближайшем будущем их использование поможет улучшить экологическую ситуацию на месторождениях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий